Политика Политика

Встреча лидеров Прибалтики сорвалась из-за БелАЭС

Президент Литвы Гитанас Науседа в последний момент отказался от встречи со своими коллегами из Латвии и Эстонии. В пресс-службе лидера прибалтийской республики не скрывают, что его демарш связан с ситуацией вокруг Белорусской атомной электростанции. Вильнюс, Рига и Таллин не смогли выработать совместное соглашение о торговле электроэнергией с третьими странами, и Науседа не считает целесообразным участвовать в публичных мероприятиях с главами Латвии и Эстонии.

Президенты Литвы, Латвии и Эстонии должны были встретиться в Курессааре, чтобы обсудить широкий круг вопросов: энергетику, экологию, эпидемию коронавируса, сотрудничество по линии Европейского союза, региональную безопасность.

Подобные саммиты являются ежегодной традицией, символом «балтийского единства». Организаторы мероприятия и в этот раз хотели подчеркнуть особый характер отношений между братскими странами.

По словам советника по иностранным делам президента Эстонии Лаури Куусинга, Науседа, Левитс и Кальюлайд планировали обсудить их общую «историю успеха» — тесную координацию усилий по борьбе с эпидемией коронавируса.

«Это, безусловно, сблизило нас друг с другом и укрепило взаимное доверие, на основе которого было бы хорошо решить и некоторые открытые ключевые вопросы, такие как энергетика и транспорт, где сотрудничество неизбежно, выгодно для всех и повышает безопасность в регионе», — заявил

Куусинг.

Торжественная встреча президентов должна была состояться на центральной площади города. Им предстояло посадить деревья в парке замка Курессааре, а затем посетить метеоритный кратер Каали.

Побережье Рижского залива было выбрано в качестве локации для того, чтобы привлечь внимание жителей Прибалтики к развитию внутреннего туризма, который в контексте последних событий становится особенно актуальным.

Для полноты картины добавим тот факт, что о встрече в Курессааре президенты Литвы, Латвии и Эстонии были проинформированы заблаговременно. Это не тот случай, когда важное мероприятие застает политика врасплох.

При желании Науседа вполне мог выкроить время для рабочей поездки — этого требовал дипломатический этикет. Тем удивительнее выглядит его отказ встречаться с Эгилсом Левитсом и Керсти Кальюлайд.

По официальной версии, литовский лидер принял такое решение «ввиду внутриполитических причин». Каких именно? Об этом история умалчивает. Но пресс-секретарь Науседы Антанас Бубнялис поспешил развеять слухи: подлинной причиной демарша его босса стала ситуация вокруг БелАЭС.

Представитель президента подтверждает, что трехсторонняя встреча президентов была запланирована давно. На ней стороны планировали обсудить вопрос «энергетической безопасности» и бойкота белорусского атомного монстра.

Латвия и Эстония, как известно, этот бойкот не поддержали.

«Перед встречей глав стран Балтии встречались министры энергетики и экономики, которым не удалось достигнуть единой позиции в вопросе методики торговли электроэнергией с третьими странами. Президент считает, что сначала надо завершить переговоры, получить конкретные решения и результаты переговоров, а потом встречаться на высшем уровне и обсуждать дальнейший план действий», — сообщает пресс-секретарь Науседы.

В глаза бросается одна нестыковка. Сначала официальный Вильнюс сослался на некие причины внутриполитического характера, затем в администрации Науседы указали на перипетии политики внешней. Но если копнуть глубже, то выяснится, что здесь нет никаких противоречий.

Неспособность Прибалтийских республик выработать единую позицию по вопросу БелАЭС провоцирует серьезное напряжение внутри Литвы.

Как уже было сказано, Вильнюс не смог убедить Ригу и Таллин присоединиться к бойкоту БелАЭС. Литовский министр энергетики Жигимантас Вайчюнас лоббирует соглашение, в котором эстонцам и латышам позволено занимать особую позицию по вопросу торговли электроэнергией с Беларусью. На его стороне оказался премьер-министр Саулюс Сквернялис: он полагает, что лучше подписать компромиссный договор, чем не подписывать ничего. Резко против выступают Министерство иностранных дел во главе с Линасом Линкявичюсом и оппозиционная партия консерваторов.

Из-за внутреннего сопротивления в правительстве Литвы документ не одобрили. Вайчюнас оказался в положении экс-премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, которая в свое время заключила сделку по Брекситу с Евросоюзом, но никак не могла «протащить» ее через парламент.

Поэтому Вильнюсу приходится вести переговоры «на два фронта»: убеждать соседей пересмотреть свою позицию и вразумлять сторонников бескомпромиссной борьбы с БелАЭС. Мэй, кстати, делала то же самое.

Где в этой истории Гитанас Науседа?

Он благоразумно засунул голову в песок и не хочет высовываться до тех пор, пока ему на стол не положат подписанное соглашение.

Переговоры с Латвией и Эстонией ведет министр энергетики — выдвиженец правящего «Союза крестьян и "зеленых" Литвы» (СКЗЛ). К той же команде принадлежит Саулюс Сквернялис, который на выборах был оппонентом Науседы. Беспартийный президент не из их «тусовки». Изначально он был близок к консерваторам, затем неплохо поладил с аграриями (недавно даже заявил, что после парламентских выборов СКЗЛ снова мог бы сформировать коалицию — очевидный реверанс в сторону «аграриев»). Но нейтралитет остается основой политической самоидентификации Науседы.

В ситуации с БелАЭС это, несомненно, самая выигрышная позиция.

Президент Литвы абстрагируется и от «ландсбергистов», которые провалили самый ответственный период борьбы с «атомным монстром» в 2008–2012 годах, и от «аграриев», которые проваливают «островецкий вопрос» сегодня.

Партию консерваторов такой расклад не устраивает, она призывает главу Минэнерго самоустраниться от переговоров с Латвией и Эстонией, передав это право Науседе. Тот аккуратно заступается за Вайчюнаса и призывает не мешать ему выполнять свою работу.

Оно и понятно: смена переговорщиков на позицию Риги и Таллина наверняка не повлияет. Зато президент Литвы добровольно возьмет на себя часть ответственности за провальные переговоры. Его и так делают виновным за капитуляцию перед БелАЭС.

В Литве ищут виновных за капитуляцию перед Белорусской АЭС / Оперштаб RuBaltic.Ru #10
В Литве ищут виновных за капитуляцию перед Белорусской АЭС / Оперштаб RuBaltic.Ru #10

В этом контексте отказ Науседы от поездки в Курессааре выглядит вполне логично. Соглашение о торговле электроэнергией с третьими странами было бы ключевой темой переговоров. Не случайно советник лидера Эстонии упоминает об «открытых ключевых вопросах» в сфере энергетики, которые пора решить. Кальюлайд и Левитс просто должны были поднять эту тему. Да и литовские консерваторы подталкивают президента взять ситуацию в свои руки.

Игнорируя встречу в Курессааре, Науседа едва ли пытается насолить Латвии и Эстонии. Это не его стиль. Он просто уходит с линии перекрестного огня.

Здесь и додумывать ничего не надо: пресс-секретарь президента Литвы прямо говорит, что сначала министры энергетики должны достичь компромисса. Самостоятельно, без вовлечения в этот процесс Науседы, у которого разыгралось чувство политического самосохранения.

Литовским избирателям самое время сделать определенные выводы. Президентом их страны стал осторожный, расчетливый, думающий политик.

С другой стороны, этот человек элементарно боится ответственности.

Не лучшее качество для лидера государства.

Скандал в Прибалтике: Латвия продалась Путину? / Оперштаб RuBaltic.Ru #13
Скандал в Прибалтике: Латвия продалась Путину? / Оперштаб RuBaltic.Ru #13
Читайте также
24 июня 2020
Президент Латвии Эгилс Левитс провозгласил, что является противником идеи всенародных выборов главы государства.
24 июня 2020
Минтруд России разработал проект о выплатах российским гражданам, проживающим в Литве, Латвии и Эстонии, в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Речь идет о гражданах, имеющих право на получение единовременной выплаты, но не получающих российскую пенсию.
25 июня 2020
Президент Литвы Гитанас Науседа в последний момент отменил визит в Эстонию, где должна состояться встреча лидеров стран Балтии.
25 июня 2020
Власти Литвы, вставшие во главе «крестового похода» против строительства Беларусью Островецкой АЭС, занимают как минимум двусмысленную позицию. Аргументы Вильнюса имеют под собой уже не экономическую причину, а являются следствием обид на Евросоюз, «недостаточно» поддержавший прибалтийскую республику на пути к энергонезависимости.