На 21 июля на Украине назначены досрочные парламентские выборы, которые распределят расклад политических сил в стране на ближайшие несколько лет. Аналитический портал RuBaltic.Ru выделил 5 ключевых вопросов выборов в Верховную раду.
Сумеет ли «Слуга народа» единолично сформировать коалицию?
Исходя из последних социологических опросов, рейтинг партии «Слуга народа» Владимира Зеленского подбирается к отметке 50%. Однако избирательное законодательство таково, что половина парламента избирается по партийным спискам, половина — по одномандатным округам.
Использование бренда партии «Слуга народа» дает кандидату по одномандатному округу со старта задел в 10–20% перед конкурентами.
Потому существует теоретическая вероятность, что партия Зеленского сумеет сформировать единоличное большинство, в крайнем случае добрав в свою фракцию в парламенте победителей одномандатных округов, выдвигавшихся без партийного флага (самовыдвиженцев).
С другой стороны, кандидаты по округам от «Слуги народа», за исключением партийного бренда, располагают достаточно скромными ресурсами для победы. В этом компоненте они уступают системным кандидатам, которые многие годы «прикармливали» свои округа.
Кто будет партнером «Слуги народа», если единоличной коалиции не получится?
Если у «Слуги народа» не получится единолично сформировать коалицию, перспективными партнерами для политсилы Зеленского представляются партии «Голос» Святослава Вакарчука, «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Сила и честь» Игоря Смешко (экс-глава СБУ, занявший 6-е место на президентских выборах; однако ныне его политсила балансирует на грани прохождения 5-процентного барьера).
Спикеры партий «Слуга народа» и «Голос» допустили возможность формирования коалиции на двоих, а Тимошенко заявила о готовности поддерживать президентские инициативы и предложила свою программу под названием «Новый курс» для проведения президентской командой пакета реформ.
Впрочем, и «Голос», и «Батькивщина» и «Сила и честь» могут быть лишь младшими партнерами «Слуги народа» при формировании парламентского большинства.
С другой стороны, в случае формирования «Слугой народа» коалиции с участием какой-либо из вышеперечисленных партий она будет более функциональной и устойчивой.
Пройдет ли в парламент партия Порошенко?
Согласно последним социологическим опросам, партия Петра Порошенко «Европейская солидарность» теряет поддержку, и при сохранении текущих тенденций возможность преодоления 5-процентного барьера окажется под вопросом.
Утратив президентскую должность, Порошенко лишился административных, силовых и значительной части медийных ресурсов, что предопределило падение рейтингов его политсилы до нынешнего уровня 5–8% (против 16% голосов, которые получил Порошенко в первом туре президентских выборов).
В ходе президентской кампании Порошенко позиционировал себя в качестве единственного кандидата, способного сохранить прозападный вектор Украины.
Встречи Зеленского с руководством Евросоюза, НАТО и лидерами ключевых государств ЕС продемонстрировали, что «безальтернативность» Порошенко оказалась неработающей политтехнологией, и это внесло лепту в падение рейтингов партии «Европейская солидарность».
Кроме того, Порошенко не удалось провести качественный ребрендинг партии. «Блок Петра Порошенко — Солидарность» изменил название на «Европейская солидарность», но команда Порошенко не сумела сконструировать новые смыслы для избирателей, а в партийном списке оказалось множество «токсичных» и одиозных фигур.
На одномандатных округах кандидаты, которые в 2014 году шли в парламент под брендом «Блок Петра Порошенко — Солидарность», предпочитают идти в качестве самовыдвиженцев, опасаясь репутационных рисков, связанных с принадлежностью к команде экс-президента.
Какие должности в парламенте получит оппозиция?
Уходящий созыв парламента создал прецедент, когда по итогам выборов-2014 представители оппозиции не получили ни одной должности. Пришедшие к власти на волне Евромайдана политсилы руководствовались принципом «победитель получает все», хотя традиционно оппозиции отдавали кресло вице-спикера Верховной рады и руководство рядом парламентских комитетов (в том числе комитета по свободе слова).
В будущий созыв парламента «Оппозиционная платформа — За жизнь» и «Оппозиционный блок» способны провести по партийным спискам и одномандатным округам около 100 депутатов, а это является серьезной институциональной единицей, с которой нельзя не считаться.
Обновленная Рада будет куда более умеренной, потому наверняка представители оппозиции получат ряд традиционных для не входящих в парламентское большинство должностей.
Кроме того, обладая сотней депутатов и рядом руководящих должностей, можно блокировать нежелательные для избирателей оппозиционных сил законодательные инициативы правящего большинства.
Привнесут ли новые лица в парламенте новое качество политики?
Кадровый состав будущего парламента обновится примерно на две трети, учитывая, что в составе партий «Слуга народа» и «Голос» нет тех, кто ранее был депутатом Верховной рады (за исключением самого Вакарчука, который в 2007–2008 годах был парламентарием).
Впрочем, кадровое обновление парламента в 2014 году, когда депутатами стали многие активисты Евромайдана, не привело к качественным изменениям в части законодательной работы и выполнению парламентом контрольной функции. Будут ли конвертированы протестный потенциал общества и высокий кредит доверия президенту Зеленскому в обновление принципов работы парламента, станет понятно уже через несколько недель после выборов, когда будут происходить назначения в органы исполнительной власти.