Пиррова победа: Даля Грибаускайте переизбрана президентом Литвы
Александр Носович
Даля Грибаускайте все же избрана на второй президентский срок, но результаты выборов для этого кандидата неутешительны. Мало того, что Грибаускайте не смогла переизбраться в первом туре, несмотря на отстранение от выборов серьезных конкурентов, так она еще и во втором победила при явке в 43% и двукратном сокращении отставания от конкурента. Литовские избиратели использовали эти выборы, чтобы продемонстрировать: президент и ее политика непопулярны в народе, а от кредита доверия, выданного Грибаускайте пять лет назад, мало что осталось.
Никто и не ожидал, что на этих президентских выборах литовцы, в самом деле, смогут поменять себе главу государства - кроме Грибаускайте, на этих выборах не было крупных политиков, способных бороться за президентское кресло. Альгирдас Буткявичюс удовлетворился постом премьер-министра – вместо своего лидера социал-демократы отправили на президентские выборы невыразительного европарламентария Зигмантаса Бальчитиса, который не представлял никакой альтернативы Грибаускайте хотя бы потому, что соглашался с ней по большинству вопросов.
Консерваторы своего кандидата выдвигать не стали, поддержав свою полную единомышленницу Грибаускайте. То же сделали либералы, хотя политику Грибаускайте едва ли можно назвать либеральной. Популярного у избирателей Роландаса Паксаса до участия в выборах вовсе не допустили. В итоге партия «Порядок и справедливость» на этих выборах оказалась вовсе не представлена. За кандидата нацменьшинств Вальдемара Томашевского только нацменьшинства и голосовали. А Партия труда не стала выдвигать даже скандального спикера Сейма Лорету Граужинене, прославившуюся выпадами против г-жи президента, а выдвинули умеренного и нейтрального Артураса Палаускаса, в котором альтернативы Грибаускайте, опять же, никто не видел.
Переизбрание на второй срок Дали Грибаускайте было изначально принятым решением литовского политического класса, а народу создали такие условия, что никого другого он выбрать и не мог.
По избирательной кампании самой Грибаускайте чувствовалось, что г-жа президент настолько не сомневается в своем переизбрании, что даже не считает нужным уделять особое внимание выборам. Литва не такая большая страна, чтобы не объехать ее всю, встречаясь с избирателями. Кандидаты в президенты США за несколько месяцев предвыборной кампании объезжают десятки штатов от океана до океана, встречаются с миллионами избирателей и пожимают тысячи рук. А Грибаускайте напрасно ждали Каунас и Паневежис, Клайпеда и Шауляй – вместо поездок по стране г-жа президент почти демонстративно летала с официальными визитами к Папе Римскому и британскому премьеру. В дебатах участвовала без особого энтузиазма, справедливо рассудив, что гусь свинье не товарищ – не ровня ей, властителю политического Олимпа, остальные конкуренты. Никаких предвыборных обещаний народу не давала – и так выберут, а пообещаешь, так потом напоминать будут. Все свои предвыборные выступления сводили к запугиванию электората «российской агрессией».
Такая самоуверенность в итоге привела к тому, что, несмотря на все созданные для нее условия, Грибаускайте не смогла переизбраться в первом туре.
Получить при переизбрании на второй срок 46% после триумфальных 69% в 2009 году, означает расстаться со всякими амбициями на звание Матери Отечества, Национального лидера, «Судьбы Литвы». А ведь этот результат мог бы быть намного ниже, если бы на выборах была реальная, а не имитационная конкуренция. «Результаты первого тура таковы, что если бы в выборах вместо З.Бальчитиса принял участие лидер партии А.Буткявичюс, то, вероятно, полученный Грибаускайте процент голосов упал бы примерно до 35-38 процентов. А если бы не помешали участию на выборах Паксаса?» - оценил президентские выборы главред литовского издания 15min Римвидас Валатка. «По опросам общественного мнения, они набирали очень много. В феврале и в конце прошлого года они шли на втором месте и смотрелись гораздо более солидно, чем те политики, что стали в итоге кандидатами в президенты», - заявил RuBaltic.Ru о возможном выступлении на президентских выборах премьера Буткявичюса и экс-президента Паксаса директор Центра изучения общественного мнения и маркетинговых исследований «Vilmorus» (Литва), доктор социологических наук Владас Гайдис. Если бы электоральное поле Литвы не представляло на этих президентских выборах выжженную землю, то их результаты не были бы предсказуемы, а г-жа президент настолько равнодушна к своему переизбранию. Была бы в Литве реальная демократия и реальная предвыборная борьба, разве предпочла бы Грибаускайте Каунасу и Паневежису Лондон и Ватикан?
Однако граждане Литвы, будучи лишенными на этих выборах полноценного выбора, все же смогли использовать их, чтобы выразить свое отношение к политическому курсу г-жи президента: сперва Грибаускайте не переизбрали в первом туре, затем на второй тур пришло всего 43% избирателей, в итоге Грибаускайте опередила своего оппонента Бальчитиса лишь на 16%.
В первом туре Зигмантас Бальчитис отстал от Дали Грибаускайте на 33%. Никакой серьезной работы для преодоления этого разрыва он между первым и вторым туром не сделал, альтернативой президенту себя не показал, на дебатах с Грибаускайте спорил неохотно и все больше соглашался. И все равно во втором туре за кандидата от социал-демократов проголосовали 41% избирателей. Единственное объяснение – большинство из них голосовали не за Бальчитиса, а против Грибаускайте.
Такие результаты сложно назвать триумфом – для президента и ее окружения это скорее повод призадуматься. Однако Даля Грибаускайте этого делать не собирается, во всяком случае, публично. «Я воспринимаю этот результат выборов как огромное обязательство и обязанность перед всеми вами. Второй раз подряд, в Литве еще ни разу не выбрался ни один президент. Это наша общая историческая победа», - заявила глава государства в прямом эфире литовского национального радио и телевидения.
Так что Литве предстоят еще пять лет жизни с доктором Грибаускайте, которая поучает других, но сама не учится даже на собственных ошибках. Эти новые пять лет не будут сильно отличаться от прежних. Еще пять лет разговоров про «русскую угрозу», «энергетическую независимость» и «пятую колонну», состоящую из поляков Вильнюсского края. Перебивающееся с хлеба на воду население и балансирующая на грани банкротства экономика. Эмиграция и депопуляция под разговоры о спасении литовской идентичности. Правда, былых возможностей реализовывать свои геополитические замашки на мировой арене, похоже, уже не будет – после провального председательства Литвы в ЕС западные коллеги все чаще приходят к выводу, что от литовских инициатив на мировой арене лучше держаться подальше (здесь, здесь и здесь). Но тогда вся эта нереализованная энергия дворца на Дауканто обратиться вовнутрь страны.