Политика Политика

От Тайваня — ничего, от Китая — санкции: как Литва проиграла на двух фронтах

Новое правительство Литвы пытается восстановить отношения с Китаем, фактически разрушенные непросчитанными действиями предыдущего министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса.

В 2021 году Литва пошла на отчаянный и, как показал дальнейший опыт, бессмысленный шаг в деле налаживания отношений с Тайванем: она открыла у себя официальное представительство острова. КНР тогда отреагировала моментально: почти полностью разорвала дипотношения и временно заблокировала экономическое сотрудничество с Литвой. Балтийская республика жестоко поплатилась за свое особое рвение «утереть нос» китайцам, с которыми у европейцев в целом расходятся взгляды на проблему «прав человека». Речь идет о положении уйгуров в КНР, и по тогдашней риторике официальных лиц ЕС можно было подумать, что различия в подходах Китая и Союза носят чуть не цивилизационный характер.

Однако, как известно, общий враг объединяет. И пока что ни в ЕС, ни в КНР таким врагом не могут назвать Штаты, но введение беспрецедентных для мира «после ВТО» пошлин уже поспешили назвать «торговой войной». Высокие пошлины коснулись как ряда стран — членов Евросоюза, так и самого Китая. На весь экспорт последнего, например, американские пошлины достигли 145%.

Главным «пострадавшим» от охлаждения отношений между Пекином и Брюсселем с 2021 года стало Всеобъемлющее инвестиционное соглашение. До этого оно согласовывалось более 7 лет, ныне же является скорее устаревшим. Да и суть самого соглашения, как видится, скорее играет на руку КНР: Пекин лишь ищет способ закрепить уже сложившийся для его компаний статус-кво в экономическом пространстве Евросоюза, в то время как ЕС старается хотя бы получить прочный доступ к инвестициям в китайскую экономику. Вкупе с тем фактом, что нормализация отношений Брюсселя и Пекина происходит почти сразу после введения пошлин Трампом, история с ВИС указывает на кризис субъектности Евросоюза. 

Следование в течение десятилетий глобалистским догматам, очевидно, размыло у европейских лидеров представление о национальных интересах. Равно как и о национальной гордости — теперь страны ЕС способны лишь примыкать к более сильным старшим партнерам. «Раз Трамп обижает, кинемся к Китаю. Ну и что, что мы его четыре года назад вслед за Байденом за уйгурскую проблему поносили. Когда это было-то?»

Литва в этом контексте интересна как некий форвард ЕС в подрыве отношений с КНР. Пока вся Европа стремится установить новый modus operandi с Китаем как на уровне объединения, так и на уровне двусторонних контактов, Литва теряется в конце колонны.

Трагедия прибалтов в том, что, делая ставку на Тайвань, они не получили никакого «выхлопа» от открытия диппредставительства острова. Никаких инвестиций Тайвань в страну не вложил. Новый завод по производству полупроводников TSMC запланировала построить в Германии, а не в Литве. Даже филиалы тайваньских банков,и те не проявили интереса к Вильнюсу.

«От Тайваня можно было бы ожидать и большего… Ведь, открывая свое представительство, тайваньцы обещали и огромные инвестиции в Литву, и экономические выгоды… Но пока их особо не видно», — отмечала в 2024 году советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите.

«Добил» Тайвань Литву решением закрыть свой рынок для пищевых продуктов литовского производства. Это произошло в декабре 2023 года якобы из-за вспышки птичьего гриппа, зарегистрированной на индюшиной ферме Suduvos ukis.

В общем и целом после всех напастей, связанных с трудностями возобновления торговых отношений с КНР, Литва потихонечку-понемножечку стала «давать заднюю». Еще в январе 2022 года президент Литовской Республики Гитанас Науседа заявил в радиоинтервью, что считает ошибкой данное Тайваню согласие на открытие представительства в Вильнюсе. В Китае тогда попросили большего — вернуться к политике «одного Китая» на деле, а не на словах.

7 января этого года Литва попыталась, сохранив честь и достоинство, сделать шаг навстречу дружбе с Пекином. Премьер-министр балтийской республики Гинтаутас Палуцкас тогда заявил, что Вильнюс готов восстановить дипломатические отношения с Пекином, но это должно произойти на равноправной основе.

«Если Китай направит посла в Литву, мы, в свою очередь, направим посла в Пекин. Если представляется, что Литва должна сделать еще какие-то уступки, то это пустые интерпретации», — заявил он.

И вот теперь, когда вся Европа, обиженная Трампом, уже обернулась в сторону КНР, желая активизировать торговые отношения, Литва тормозит. Палуцкас снова бьет тревогу — страна выпадает из общеевропейского контекста! К такому выводу он пришел, когда давал комментарий по поводу визита в Китай премьер-министра Испании Педро Санчеса.

«Политика Литвы в контексте политики Евросоюза вызывает больше вопросов, потому что у нас даже нет нормальных дипломатических отношений. Между тем у всех вокруг нас — эстонцев, латвийцев, поляков, не говоря уже об испанцах, — есть такие отношения», – сказал он.

Продолжающееся экономическое давление КНР на Литву и неспособность ВТО разрешить возникающие между странами споры заставляют Литву мельтешить. Действовать громко, напоказ, полностью обнажая отсутствие политической воли к тому, чтобы придерживаться последовательного курса. Как Евросоюз в целом, так и Литва в частности похожи скорее на политический флюгер, чем на скалу – уж больно прихотливо меняются и риторика, и реальные принципы, когда из-за океана начинает дуть более прохладный ветер.

Читайте также
16 апреля
Новый министр внутренних дел Эстонии Игорь Таро — неоднозначная фигура. В последние недели он уже успел отличиться резкими высказываниями о «серых паспортах», а теперь выяснилось, что он все еще зарегистрирован в российской социальной сети «ВКонтакте».
17 апреля
Литовские компании не смогут сохранить свою конкурентоспособность на мировом рынке, если позиция Литвы не будет звучать ни в Евросоюзе, ни в Китае.
21 апреля
В настоящее время страны Балтии остаются сравнительно непопулярными направлениями для европейских туристов.
21 апреля
В Смоленске с 22 по 25 апреля состоится международный слет городов-героев. В нем примут участие представители десяти городов России и Беларуси. Мероприятие проходит в судьбоносный момент.