История одного предательства: как Литва обманула Латвию с СПГ-терминалом
Олег Мирославов
Вышедшая в свет книга бывшего главы литовского МИД, посла Литвы в Латвии Антанаса Валёниса «Политические качели» проливает свет на неприглядные факты внешней политики прибалтийской республики. Валёнис рассказывает, как официальный Вильнюс обманул Ригу с терминалом сжиженного природного газа, который должен был появиться на латвийской территории, но оказался пришвартованным в литовской Клайпеде.
Воспоминания посла о периоде нахождения у власти в стране консерваторов во главе с премьер-министром Андрюсом Кубилюсом, всецело поддерживавших политику действующей главы государства Дали Грибаускайте, помогают ответить на вопрос, почему между Латвией и Литвой не работает «прибалтийская солидарность».
В конце 2017 года премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис, комментируя провал переговоров между тремя Прибалтийскими государствами по созданию общего газового рынка, посетовал на позицию Риги, которая взяла очередную паузу по данному вопросу, тем самым «сорвав сроки подачи заявки в Еврокомиссию (ЕК)». Как подчеркнул глава литовского Кабмина, «чтобы получить европейскую помощь, необходимо было представить общий региональный проект трех Прибалтийских стран».
Получается, Рига осознанно пошла на подрыв литовской инициативы, отказавшись от перспективы получения дополнительного европейского финансирования. Такая позиция должна была иметь очень сильную мотивировку.
Как пишет в своей книге Валёнис, в ходе визита в 2009 году в Вильнюс премьера Латвии Валдиса Домбровскиса (сегодня — еврокомиссар по финансовой стабильности — прим. RuBaltic.Ru) и его переговоров со своим коллегой Андрюсом Кубилюсом были достигнуты конкретные договоренности в сфере энергетики. Латвийская сторона поддержит в Еврокомиссии литовский проект строительства энергетической смычки со Швецией из Клайпеды (NordBalt), а Вильнюс взамен посодействует Риге в финансировании Брюсселем модернизации электросетей западной части страны, а также совместного строительства терминала сжиженного природного газа (СПГ) под Ригой.
Идя на такие договоренности, Рига уступала Вильнюсу роль связующего звена с электроэнергетической системой континентальной Европы, хотя ранее на это активно претендовала сама латвийская столица. Эти договоренности были оформлены в 2009 году соответствующим соглашением, которое было подписано в Вильнюсе премьерами трех Прибалтийских стран.
В итоге Литва получила, что хотела. ЕК выделила 175 млн евро на строительство энергетической смычки NordBalt с отправным пунктом в Клайпеде. Начатый при поддержке Латвии в 2009 году проект был завершен в 2016 году. Что касается строительства терминала СПГ под Ригой, то всё так и осталось на бумаге.
В 2010 году литовские власти одобрили новую национальную стратегию энергетической независимости, прописав в ней один из приоритетов — строительство терминала СПГ в Клайпеде со сроком ввода его в строй не позднее 2014 года.
В Латвии эту новость встретили с негодованием и стали взывать к совести своих литовских коллег, напоминая о ранее достигнутых договоренностях. Бесполезно. В Вильнюсе оставались безучастными к призывам латышей.
Наконец к Риге пришло осознание того, что ее просто использовали, а официальные договоренности с Литвой ничего не стоят. Оправдания Вильнюса, что срочность строительства терминала в Клайпеде была обусловлена необходимостью ликвидации монополии российского «Газпрома», а переговоры с латвийской стороной только затянули бы этот процесс, выглядели несостоятельными.
Литва изначально не планировала поддерживать проект латышей по строительству под Ригой терминала СПГ.
Об этом свидетельствует экономическое обоснование заявленного на тот момент к реализации литовской национальной газовой компанией Lietuvos Dujos проекта по строительству газопровода «Юрбаркас — Клайпеда». В одном из пунктов подготовленной еще в 2005 году технической документации говорилось, что «он создаст условия для поставок газа с планируемого в Клайпеде терминала СПГ». Причем на реализацию данного проекта ЕК выделяла 22 млн евро, а это значит, что он был включен в утвержденный ЕС в 2009 году Балтийский план объединения энергетических рынков.
Строительство Литвой собственного терминала СПГ, мощность которого с лихвой покрыла бы потребность всех Прибалтийских государств, поставило крест на планах Риги. Латвия, которая отказалась от собственных амбиций стать связующим энергетическим звеном в пользу Литвы, почувствовала себя преданной и обвинила литовские власти в подрыве регионального проекта.
В своих мемуарах Антанас Валёнис возлагает ответственность за «надолго испорченные отношения с соседями» на премьера Андрюса Кубилюса и президента Далю Грибаускайте, провозгласивших строительство терминала СПГ в Клайпеде одним из национальных приоритетов в сфере энергетики.
Таким образом, провал литовской инициативы по созданию прибалтийского регионального газового рынка обусловлен не только объективными экономическими факторами, но и сугубо субъективными причинами.
Надо отметить, что первый недружественный звоночек для Латвии, благодаря которому у латвийских чиновников должны были закрасться сомнения относительно договороспособности своих литовских коллег, прозвучал еще осенью 2008 года. Тогда Литва начала негласную железнодорожную блокаду латвийских портов. Государственная корпорация «Литовские железные дороги» остановила движение на ветке Бугяняй — Ренге, а через месяц под предлогом необходимости ремонтных работ в одностороннем порядке и вовсе разобрала 19 километров железнодорожного полотна.
Руководство Литвы осознанно пошло на этот шаг, чтобы оградить порт Клайпеды от конкуренции латвийских портов. Разбор кратчайшей железнодорожной ветки, по которой шел транзит нефтепродуктов с Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода польской компании PKN Orlen в Латвию, не только лишил латвийские порты грузооборота, но и нанес ощутимый ущерб «Латвийским железным дорогам». Пострадали и латвийские частные перевозчики, которые всё это время также несли убытки из-за блокады.
Сегодня Литва пожинает плоды своей беспринципной политики в отношении соседей по региону. Польша наказала литовские власти за дискриминацию компании PKN Orlen: Еврокомиссия оштрафовала «Литовские железные дороги» за нарушение конкуренции на 30 млн евро и обязала восстановить разобранные десять лет назад рельсы. Латвия в свою очередь лишила Литву возможности стать региональным газовым лидером и ограничивает доступ литовских газовых операторов к своему Инчукалнскому подземному газовому хранилищу. На повестке дня и каскад потенциальных исков латвийских перевозчиков к правительству Литвы.