В Латвии продолжается формирование нового правительства. Процесс осложняется спорами политиков о распределении сфер ответственности и будущих должностей. Не исключён роспуск парламента. Подобная политическая нестабильность играет на руку «проигравшей» и ушедшей в тень Солвите Аболтине. Рыжеволосую «железную леди» латвийской политики рано списывать со счетов. Аболтиня готовится вернуться.
После неожиданной госпитализации президента Вейониса, принимающего активное участие в построении будущего Кабмина, официальная Рига осталась обезглавленной. И. о. главы государства спикер Сейма Инара Мурниеце тут же столкнулась с дефицитом полномочий. Спикеру Сейма не передаются права номинировать премьера, вести переговоры о формировании правительства, распускать Сейм.
В подобном властном вакууме быстро поутихли страсти вокруг лидера партии власти Солвиты Аболтини, ещё месяц назад всеми силами цеплявшейся
Неужто хитрая Солвита Аболтиня с такой лёгкостью отдаёт «зелёным» свой последний билет, позволяющий задержаться в латвийской политике ещё на один акт? Едва ли…
Сегодня дилемма для лидера партии власти достаточно проста: либо премьерское кресло, либо окончательное забвение. Министерский портфель в правительстве Кучинскиса Аболтине никто не даст, а «доброжелатели» уже начали активную кампанию по смещению
Роспуск Сейма – вот рецепт для рыжеволосой госпожи ещё на какое-то время задержаться в латвийской политике. Тем более что разгон парламента сегодня рассматривается как один из наиболее вероятных сценариев развития процесса формирования нового правительства. Подобную перспективу уже успели «немного обсудить» кандидат в премьеры Кучинскис и президент Вейонис (ещё до болезни последнего).
Ожидания роспуска Сейма подстёгивают проблемы делёжки должностей в будущем Кабмине. Дошло до того, что председатель фракции СЗК в Сейме Аугуст Бригманис заявил, что, если его партии не удастся по каким-либо причинам сформировать правительство, сделать это должно Национальное объединение. Подобное само по себе заложило бы бомбу под будущее правительство Кучинскиса.
«Мы не в тупике, незачем распускать Сейм», – спешит успокоить латвийцев, и в первую очередь политические элиты, экс-премьер Лаймдота Страуюма. «Это нормально, когда каждая из сторон выдвигает свои требования и идёт переговорный процесс, на котором достигается договорённость о новом правительстве. В результате будет та же коалиция», – заявила политик. Напомним, что бывшая премьер как раз и находится в оппозиции к председателю «Единства». В межпартийной переписке, попавшей в распоряжение сотрудников телеканала LNT, Страуюма открыто выражает неверие в то, что под руководством Аболтини «Единство» сможет преодолеть свои проблемы и выйти из кризиса. Да и во время политических плясок вокруг поста будущего главы правительства экс-премьер активно продвигала кандидатуру своего фаворита – министра МВД Латвии Рихарда Казловскиса, который, однако, не захотел идти против своего партийного босса и поспешно отказался от премьерских амбиций.
Сейчас болезнь президента играет лидеру «Единства» только на руку. Вакуум власти позволяет Аболтине затягивать процесс формирования правительства, выдвигая необоснованно высокие требования потерявшей всякую поддержку партии на количество постов. А ведь возможность потянуть время, чтобы «зализать раны», общественно реабилитироваться и усилить внутрипартийные позиции, – как раз то, что необходимо лидеру «Единства». Аболтине нужен роспуск Сейма, но не сейчас…
Сейчас ей необходимо такое нестабильное правительство, которое при незначительных усилиях можно легко ввергнуть в политический кризис и добиться разгона парламента. Обстоятельства на стороне политика.
Так, кандидат в премьеры Кучинскис уже сумел подыграть «Единству», «заминировав» свой будущий Кабмин. Кучинскис наступил на те же грабли, что ушедшая в отставку Страуюма, – стал заигрывать с проблемой средиземноморских беженцев.
«Беженцам смогу сказать нет», – решительно заявил будущий премьер. Подобная бравада некогда была и в словах Страуюмы. Однако под диктатом Брюсселя экс-премьер была вынуждена капитулировать и согласиться на европейскую квоту по мигрантам. Это решение вызвало разлад в правящей коалиции. Правительство превратилось в недееспособный организм. Страуюма была вынуждена уйти в отставку. История повторяется – меняются лишь действующие лица. Не успел Кучинскис сказать своё решительное «нет», как глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер анонсировал изменение европейского законодательства в вопросе о лицах, ищущих убежище. «Каждая страна должна принимать беженцев», – ультимативно заявил главный брюссельский функционер.
Перед официальной Ригой замаячили перспективы открытия дверей для гораздо большего количества новых соотечественников. «Латвии придётся принять 11–12 тыс. человек, что значительно больше, чем те 700, принять которых согласилось правительство», – посчитал латвийский европарламентарий Андрей Мамыкин. Политический кризис ещё не сформированного правительства – именно это означает расширение квоты. Новый латвийский премьер, как показывает политическая практика, не сможет сопротивляться брюссельскому давлению: немного покапризничав для проформы, Кучинскис будет вынужден пойти на попятный. Нацобъединение, извлекающее наиболее крупные политдивиденды из миграционного кризиса, останется на своей неприступной позиции («Нет мигрантам!»). Итог: очередной парламентский кризис. Не исключён роспуск парламента.
Тут-то и настаёт звёздный час зализавшей политические раны Аболтини. СЗК вместе с их премьером Кучинскисом дискредитирован. Право вести переговорный процесс об очередной рокировке в Сейме/правительстве снова у «Единства». Аболтиня вновь на коне. Будущее правительство Кучинскиса, совершившего непростительную политическую ошибку («беженцам – нет»), ещё не сформировано, но уже превратилось в колосса на глиняных ногах. Затаившаяся Аболтиня сегодня набирает силы, чтобы в нужный момент обрушить эту хрупкую конструкцию. До пенсии ещё далеко, и рыжеволосая Маргарет Тэтчер латвийской политики прекрасно это понимает… И готова действовать.