Завершающийся год оказался богатым на политические события в Латвии. Какие из них были наиболее важны для страны и чего ожидать населению Латвии в следующем, 2019 году, порталу RuBaltic.Ru рассказал политолог, ассоциированный профессор Латвийского университета Оярс СКУДРА.
— Г-н Скудра, скажите, пожалуйста, какое, на Ваш взгляд, политическое событие, произошедшее в Латвии в 2018 году, Вы могли бы назвать наиболее актуальным для страны?
— Наиболее актуальное, естественно, — выборы в Сейм, итоги которых, как свидетельствуют переговоры между партиями о создании правительства, пока что положительно оценивать нельзя.
Правительство не создано, и теоретически впереди все больше и больше маячат досрочные парламентские выборы. Вообще, прошедшее голосование избирателей стало ощутимым ударом для пока еще правящих партий. Как «Союз "зеленых" и крестьян» (СЗК), так и Национальное объединение и теперь уже «Новое Единство» значительно сократили свое представительство в Сейме.
Это показывает, что в стране присутствует серьезная масса избирателей, недовольных своим положением. Правда, следует отметить — на выборы пришло лишь немногим более 54% граждан, что меньше, чем четыре года назад.
Если же мы посмотрим на голосование за рубежом, там c большим отрывом победила партия KPV LV, а второе и третье места заняли «Для развития/ За!» и Новая консервативная партия. Это также указывает на то, что и жители Латвии, находящиеся за границей, тоже считают, что стране необходимы перемены.
Никаких же других очень значимых событий, по моему мнению, в этом году не было. Если мы говорим об экономическом положении, то, на мой взгляд, в целом, по среднестатистическим показателям, экономика Латвии развивалась хорошо. Конечно, это не касается всех отраслей, и уж точно не затронуло все население.
Экономическое неравенство среди разных групп явно присутствует, и за последний год даже наметился его рост.
Кроме этого, в стране сохраняется и эмиграция жителей. Тем не менее, по последним социологическим опросам, примерно 38–40% респондентов полагают, что их экономическое положение улучшилось, правда, это все еще меньшинство, хотя и весьма значительное.
— Как Вы считаете, в чем причина того, что при улучшении экономики правящие партии все же проиграли выборы? Получается, что народ не ощутил этого улучшения на своих кошельках?
— Думаю, что основная причина здесь в неправильно построенной предвыборной кампании СЗК. Они взялись себя хвалить, говорить, что благодаря им растет экономика, но оказалось, что избиратели, которые раньше голосовали за СЗК, особенно на селе, так не считают.
В сельских районах Курземе и Земгале, где СЗК всегда был силен, в этот раз победило KPV LV. Думаю, это связано с теми процессами, которые происходят в сельской местности, где маленькие самоуправления не в состоянии решать многие проблемы, особенно касающиеся здравоохранения, образования и плохой инфраструктуры.
Что же касается ощущения улучшения экономики, то если мы посмотрим на заработную плату, увидим, что в среднем она выросла; в основном, правда, в Риге и городах. Так что процесс оттока населения из села, где обычно просто нет работы, в крупные города и за рубеж не завершился, а те, кто остался, улучшений не заметили.
Кроме этого, оставшееся население стареет или уже постарело, а пенсии невелики, что тоже негативно сказывается на их жизни и поспособствовало голосованию на выборах в Сейм за новые партии.
— Однако с момента выборов прошло более двух месяцев, но правительства так и нет. На Ваш взгляд, сможет ли Кришьянис Кариньш его создать?
— В пятницу 21 декабря господин [депутат Европарламента Кришьянис] Кариньш встречался с президентом Раймондом Вейонисом и сказал, что у него в парламенте имеются твердые 50 голосов. Остальные 50 голосов — это «Согласие», «Союз "зеленых" и крестьян» и KPV LV. Так что сейчас выделяются две неформальные коалиции, и только компромисс между ними может привести к какому-то правительству.
Я предполагаю, что у Кариньша создать правительство не получится, но нельзя исключать и возможный раскол в KPV LV, когда несколько депутатов все же проголосуют за сформированный им Кабинет министров; в таком случае у него окажется пусть шаткое, но большинство.
— Или же, как Вы говорите, страну будут ожидать досрочные выборы?
— Да, и тенденция, что будут именно досрочные выборы, на мой взгляд, усиливается. Но тут еще надо принимать во внимание фактор президента. Если правительство Кариньша утвердить никак не получится, то президент может объявить референдум о роспуске Сейма, а если на нем народ проголосует против, то Вейонису придется уйти в отставку и досрочных выборов не будет. Но, скорее всего, большинство избирателей проголосует за роспуск.
Однако такой сценарий мне не кажется правдоподобным, потому что летом у нас будут выборы президента, выбирать которого будет как раз распущенный Сейм. Все мы помним, как в аналогичной ситуации депутаты не избрали на второй срок Валдиса Затлерса, и я думаю, что Вейонис явно не хочет повторить его судьбу, так как сейчас он пока еще имеет некоторые шансы на переизбрание и поэтому так осторожничает с кандидатами в премьеры, чтобы никого не обидеть.
В этом случае правдоподобным мне представляется другой вариант, когда Вейонис все же поручит Кариньшу или другому кандидату от «Нового Единства» или «Для развития/ За!» формирование правительства. Конечно, у этого кандидата может не получиться расколоть ни одну оппозиционную фракцию, но не исключено, что в таком случае не все 50 несогласных депутатов проголосуют против. Возможно, что против проголосуют 40 человек, а остальные 10 не будут участвовать, понизив кворум.
Таким образом, правительство будет, но вопрос в том, как долго оно проработает. Я предполагаю, что оно просуществует до выборов в Европарламент и до выборов президента, и где-то осенью будет видно, нужно идти на досрочные выборы или нет.
— Как Вы считаете, а выгодны ли парламентским партиям эти досрочные выборы?
— Я думаю, что нет. Мой прогноз — если досрочные выборы все же произойдут, то в Сейме будет не семь фракций, а меньше. Кандидаты на вылет — «Новое Единство» и СЗК. Ведь пока что действующее старое правительство никак не зарабатывает политические очки. В этом смысле [премьер-министру] Марису Кучинскису, который будет поздравлять народ с Новым годом, следует произнести просто гениальную речь, чтобы как-то положительно повлиять на позиции избирателей, которые по отношению к нему настроены не самым лучшим образом.
— Под Новый год Ригу затронул большой коррупционный скандал в связи с закупками в Ригас сатиксме. Как, на Ваш взгляд, он скажется на судьбе столичного руководства и окажет ли влияние на политическую жизнь страны?
— Все будет зависеть от хода расследования дела. Если публике будут предъявлены конкретные факты злоупотребления своим положением среди крупных чиновников Рижской думы, то это, естественно, пошатнет позиции нынешнего руководства. Правда, новый вице-мэр Олег Буров уже наметил возможное решение проблемы, которое заключается в приглашении в правящую коалицию в Рижской думе какой-то группы из оппозиции.
В этом случае господину Ушакову придется решать, что делать дальше. Я не думаю, что он уйдет в отставку, но один из обсуждаемых сейчас вариантов заключается в том, что он выставит свою кандидатуру на выборах в депутаты Европарламента.
— В таком случае, выборы в Европарламент внесут определенную интригу, раз такой сильный кандидат станет на них баллотироваться?
— Да, это так, и я не исключаю победы «Согласия», особенно если многочисленные парламентские партии выставят на них отдельные списки. Я допускаю, что по крайней мере «Для развития/ За!» можно было бы сделать общий список с «Новым Единством», ведь в противном случае, учитывая нестабильную ситуацию с правительством и с отсутствием бюджета, все это явно будет играть против них.
Если подобное будет продолжаться, народ может просто не пойти на выборы, на которые как раз пойдет избиратель «Согласия».
Да, Национальное объединение получит одно место — Роберт Зиле переизберется, но что касается остальных партий, то там ситуация пока совершенно неопределенная.
— То есть получается, что следующий год для населения простым не будет?
— С точки зрения экономики прогнозы Всемирного банка, МВФ и других организаций положительные, если, конечно, не произойдет чего-то экстраординарного в международном масштабе. Однако на данный момент повышение зарплат и крики предпринимателей о том, что в Латвии не хватает квалифицированной рабочей силы, говорят о том, что с экономикой в целом все в порядке. Поэтому я предполагаю, что сильно тревожиться о том, как идет формирование правительства, народ не станет, и на благосостоянии населения все эти перипетии особо не скажутся.
Это, правда, при условии, что формирование правительства не затянется до весны и до этого времени бюджет Латвии так и не будет принят. Тогда, конечно, это будет весьма значительной проблемой, особенно для тех, кто получает зарплату от самоуправления и от государства.
Кроме этого, там уже недалеко и до майских выборов в Европарламент, что, естественно, скажется на голосовании избирателей. В таком случае до марта правительство у нас должно быть, хотя все возможно, и самого пессимистичного сценария тоже исключать нельзя.