Побои и рабство: чем обернулась «евромечта» для мигрантов из Украины и Прибалтики
Алексей Ильяшевич
Образ высококультурной и сытой Европы уже не одно десятилетие побуждает трудовых мигрантов срываться с насиженных мест. Многие из них неплохо обустраиваются на новом месте, но для кого-то «европейская мечта» превращается в настоящую трагедию. Аналитический портал RuBaltic.Ru собрал истории последних лет, которые наглядно показывают, как страны-потребители дешевых трудовых ресурсов относятся к представителям восточной периферии.
Умирающего украинца выбросили на улицу
Как известно, Польша активно выкачивает дешевую рабочую силу из соседней страны, но в последнее время украинцы здесь всё чаще сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку. Иногда пресса описывает просто дикие истории. Одна из них недавно произошла в окрестностях города Новый Томышль, где выходец из Прикарпатья трудился на фирме по изготовлению гробов.
Во время работы мужчина почувствовал недомогание, но владелица производства запретила вызывать врачей.
В итоге заробитчанин потерял сознание и больше не подавал признаков жизни. На следующий день его тело нашли в 125 километрах от предприятия.
Выяснилось, что избавиться от трупа хозяйке помогал другой нелегальный заробитчанин из Прикарпатья — он сразу во всём сознался и заявил, что на него оказывали давление.
История, конечно, похожа на выдумку «кремлевских пропагандистов». Но всё это рассказал представитель польской прокуратуры Михал Сметковский. Позже новость подхватили украинские СМИ.
Последние уже не стесняются описывать положение своих соотечественников в «братской» Европе. Особенно в Польше, с которой официальный Киев никак не может прийти к взаимопониманию в вопросах исторической памяти.
Если верить главе профсоюза «Трудовая солидарность» Виталию Махинько, украинцы в соседней стране становятся жертвами «вопиющих случаев убийств, избиений и унижений». Поляков за это, как правило, не наказывают, потому что местные правоохранители отказываются принимать заявления от украинцев и проводить расследования. В этом плане заробитчанину из Прикарпатья «повезло» — прокуратура занялась его делом. Сколько подобных случаев так и остались нерасследованными, остается только догадываться.
«Как такое могло произойти в европейской Польше?»
Попытка отстоять свои права закончилась печально: украинскому актеру сломали нос. Он это мужественно стерпел, потому что на «пана» руку поднимать нельзя.
«Я уверен, что если бы я себя защищал и на лице руководителя пиццерии был бы хоть один синяк, меня бы уже сегодня депортировали», — написал актер на своей странице в Facebook. А депортированным он быть не хочет. Лучше терпеть побои в Польше, чем нищету на Украине…
История Чеботарева примечательна еще и тем, что сей артист больших и малых театров в 2014 году горячо поддерживал Майдан и выступал за «европейские ценности». Теперь же он искренне не понимает, как такое могло произойти в европейской Польше.
Обещали трудоустроить и забрали в рабство
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже не раз писал, что выходцев из Восточной Европы на территории ЕС обращают в трудовое рабство. Яркий тому пример — новость, которую в конце прошлого года распространила Государственная пограничная служба Украины. На территории всё той же Польши была обнаружена подпольная сигаретная фабрика, где батрачили девять украинцев и пятеро молдаван.
По словам нелегалов, работодатели обещали их официально трудоустроить, но потом забрали личные вещи и запретили звонить близким, чтобы работники не смогли раскрыть свое местонахождение.
На территории фабрики заробитчане больше месяца содержались в отдельном помещении, за ними круглосуточно следили камеры видеонаблюдения и два охранника. Всё это время они работали в две смены. И попутно наверняка размышляли о «европейских ценностях», с которыми столкнулись в Польше…
Впрочем, история нелегальной фабрики по производству сигарет меркнет по сравнению с масштабами трудового рабства на Пиренейском полуострове.
Здесь преступная группировка, в которую входили испанцы и португальцы, держала в неволе больше 600 граждан Молдовы и Румынии.
Сначала завлекали их высокой зарплатой, а потом отбирали документы, содержали в скверных условиях и морили голодом.
Свои обманывают своих
Злоключения представителей стран Балтии в более развитых странах Евросоюза имеют одну характерную особенность: на латышах и литовцах наживаются их же соотечественники. Невольников из Прибалтики и соседних стран на западный рынок поставляют местные преступные группировки.
В 2016 году в Великобритании осудили группу торговцев людьми из Латвии, которые «помогали» своим согражданам найти место под солнцем.
По словам прокурора, по прибытии на место работы преступники объявляли своих жертв должниками и обирали их до нитки.
«Внутренне я чувствовала себя ужасно, но ничего не могла поделать, — рассказывала женщина по имени Линда, которая работала по двадцать часов в сутки семь дней в неделю. — Я не могла найти другую работу, так как у моего паспорта закончился срок годности. На новый не имелось денег, так что приходилось работать даже за двадцать фунтов в неделю, чтобы можно было поесть. Я не хотела, чтобы меня бросили в машину, увезли в лес и прибили. Было страшно, они всем угрожали».
Похожим бизнесом в Швеции промышляют литовцы — здесь тоже работает схема «свои обманывают своих». Мигранты, к примеру, могут не знать, что они официально не трудоустроены. Есть риск не получить зарплату — человеку рекомендуют обращаться в суд, но в Швеции это удовольствие не из дешевых.
«Вон из Великобритании!»
Положительный исход референдума по выходу Британии из ЕС ознаменовался волной ксенофобии, которая захлестнула главным образом многочисленных представителей Восточной Европы. Латвийский телеканал LNT в 2016 году посвятил этому отдельный сюжет.
Известны случаи, когда британцы выгоняли мигрантов из метро с криками: «Убирайтесь в свои страны!».
Руководитель бюро переводов и консультаций в городе Спалдинг Лайма Бренцс говорила, что от агрессии британцев страдают даже несовершеннолетние.
«Они говорят детям: "Валите отсюда, идите собирать сумки, всё равно вас скоро депортируют". Красноречив сам факт того, что детей прогоняют с улиц, дворов, где они обычно играют. Это же их дом, они здесь родились», — жаловалась Бренцс.
Этого, впрочем, следовало ожидать. Многие британцы поддерживали Брексит в надежде на ужесточение миграционного законодательства. Так что латышам и литовцам в Англии не стоит удивляться, если они оказываются в том же положении, что и русские в Латвии и Литве.