«Балтийский форум 2016»: улучшение отношений между Россией и ЕС обязательно произойдёт
Андрей Солопенко
В минувшую субботу в Юрмале прошла двадцать первая международная конференция «Балтийский форум», собравшая огромное количество политиков, учёных и предпринимателей из разных стран мира.
С приветственным словом к участникам по традиции обратился мэр Риги Нил Ушаков, заявивший, что мы живём во времена, которые всё больше напоминают холодную войну, и что тот факт, что этот форум ежегодно собирает за одним столом участников из Европы, США, России и других стран, является большим достижением. Вследствие этого, заметил Ушаков, «странам следует более тесно сотрудничать, чтобы никакие конфликты были не возможны». Также он удивился, что форум проходит в Юрмале, а не Риге, и пожелал его участникам, чтобы это оказался единственный вопрос, оставшийся без ответа.
Следующим выступающим был госсекретарь Министерства иностранных дел Латвии Андрейс Пилдеговичс, подчеркнувший, что за последний год на уровне профессиональной дипломатии российские и латвийские дипломаты продолжали сотрудничество. Как заметил Пилдеговичс, «буквально три дня назад латвийские и российские эксперты провели двадцать девятую встречу и полностью закончили разграничение межгосударственной границы. […] Все 270 километров латвийско-российской границы сейчас ясно обозначены, и в ближайшее время мы закончим работу над картами, и я думаю, что к столетию Латвийской Республики это будет прекрасным подарком».
Однако «если мы говорим о диалоге между Россией и ЕС, то, по правде, мы находимся на одном из самых низких уровней двухстороннего взаимодействия и доверия». По словам госсекретаря, в больших геополитических вопросах эта негативная тенденция всё ещё продолжается и основные противоречия решить не удалось. «Конфликты на Украине и в Сирии продолжают доминировать в повестке дня, и, к сожалению, у нас не получилось их преодолеть. […] В замороженных конфликтах на Украине, Донбассе, в Крыму, Приднестровье, Абхазии, Осетии, Нагорном Карабахе мы скорее видим обострение и напряжённость, чем реальный прогресс», – сказал Пилдеговичс.
В то же время другой докладчик, экс-министр иностранных дел России (1998–2004 гг.) Игорь Иванов, ныне возглавляющий Российский совет по международным делам, заявил, что многие из перечисленных проблем можно было уже давно решить, однако именно по вине Запада они всё ещё продолжают оставаться актуальными. «Был готов план урегулирования приднестровской проблемы. У меня на столе лежал документ, и на следующий день мы должны были его подписывать, так называемый “План Козака”.
И в ночь перед поездкой в Кишинёв президента Путина под давлением Брюсселя и Вашингтона подписание договора было сорвано», – подчеркнул он.
«Существует расхожее мнение о том, что сегодня в Москве радуются каждой новой проблеме, с которой сталкивается Европа, – продолжил Иванов. – Должен вас заверить, что это не так. Москва объективно заинтересована в том, чтобы иметь на Западе стабильных, предсказуемых и надёжных партнёров. У нас всегда было и остаётся много общих интересов и возможностей, которые могут раскрыть свой потенциал только через сотрудничество друг с другом». Тем самым он ясно дал понять, что Россия готова к диалогу с Евросоюзом и ожидает от него ответной реакции.
Своё согласие с тем, что отношения между Россией и ЕС находятся в самой низкой точке, высказал и председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс. По его мнению, в Москве им уделяется значительно меньше внимания, чем отношениям «с “большим братом” – Соединёнными Штатами Америки, от которых, по мнению Москвы, зависит всё». Тем самым, как считает Юргенс, необходимо подождать результатов президентских выборов в США. «После того, как этот факт свершится, через год-полтора, начнётся разрядка международной напряжённости, и мы придём к пониманию того, что так, как сейчас, дальше жить нельзя», – спрогнозировал Юргенс.
Тем не менее, по его словам, многое будет зависеть от того, какой подход в отношении России возобладает. В США есть две группы интересов, одна выступает за начало диалога, а вторая говорит о смене режима в России и лишь после этого – о возможности разговора. Если же будет превалировать вторая группа, то ни о каких улучшениях отношений говорить не придётся. Как заметил Юргенс, «в этом случае Россия будет отвечать до конца, а каким будет конец, даже не хочется говорить».
Похожего мнения придерживалась также и американская писательница Сьюзен Мэсси, работавшая советницей президента Рональда Рейгана. По её словам, никому не понравится, когда иностранцы будут указывать, как жить, поэтому позиция России выглядит понятной и оправданной. «Русские чувствуют угрозу со стороны стран Запада и объединяются вокруг своего лидера – президента Владимира Путина», – указала Мэсси. В свою очередь, политика санкций, по её мнению, является недальновидной и вредной.
«Если подумать, какие тяготы Россия пережила в прошлом, то санкции для неё словно укус комара», – добавила она.
В том, что санкции в отношении России не принесут ожидаемых результатов, оказалась уверена и заведующая Отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова: «Многие люди, которые учились в Советском Союзе или читали труды Ленина, помнят его знаменитое выражение: “Политика – это концентрированное выражение экономики”. В действительности в Советском Союзе и в России всегда всё наоборот: экономика – это концентрированное выражение политики». «Мы должны понимать: нет таких экономических жертв, на которые Россия не пошла бы ради достижения её политических целей», – заявила она. Ради недопущения ещё большей эскалации конфликта нужно садиться за стол переговоров.
Как раз о возможном поиске точек соприкосновения между Россией и Западом говорила американский эксперт Салли Пейнтер, соучредитель консультационного агентства Blue Star Strategies; а бывший латвийский министр сообщения, ныне предприниматель Айнарс Шлесерс прямо призвал к диалогу с Россией. «Мы видим, что ситуация сложная и в больших вопросах в отношении России решения принимаются в Брюсселе и Вашингтоне. Но мы географически находимся там, где мы есть, и переместить нас в другое место просто невозможно.
Поэтому Латвии надо считаться с тем, кто наши соседи, и необходимо находить возможность сотрудничать с ними», – сказал он.
В то же время, как подчеркнул депутат латвийского Сейма Сергей Потапкин, «желание наладить сотрудничество между Латвией и Россией должно идти от бизнеса, общества, а также от политиков. Но если подняться на политический уровень, то, к сожалению, придётся констатировать, что усилиями доминирующих политических сил сейчас любой открытый запрос на улучшение отношений не оправдывается ни экономическими интересами страны, ни интересами добрососедства или мира». Тем самым, несмотря на все усилия бизнесменов, наладить диалог с Россией при нынешней правящей элите не представляется возможным.
Многие участники форума сошлись во мнении, что улучшение отношений между Россией и Западом крайне необходимо и обязательно произойдёт, или последствия конфликта могут оказаться необратимыми для всего мира. Ведь пусть сейчас они далеки до идеала, но, как сказал Игорь Юргенс, «мы должны помнить, что после каждого заката всегда наступает восход». Вследствие этого остаётся надеяться, что здравый смысл мировых лидеров возобладает и не допустит погружения планеты в «вечную тьму».