Русским приготовиться: наступление на Памятник Освободителям Риги продолжится
Андрей Солопенко
Парламентская комиссия по образованию, культуре и науке, обсудив дальнейшую судьбу Памятника Освободителям Риги, решила отказаться от его сноса. Вместо этого было предложено переименовать монумент и поставить вокруг него информационные таблички, рассказывающие о том, что это памятник «советским оккупантам». Почему было принято это решение и можно ли утверждать, что теперь монумент точно останется на своем месте, порталу RuBaltic.Ru рассказал латвийский историк, координатор Совета общественных организаций Латвии Виктор ГУЩИН.
— Г-н Гущин, комиссия Сейма по образованию, культуре и науке решила сохранить Памятник Освободителям в Пардаугаве, но одновременно предложила установить рядом с ним информационные таблички, указывающие на неоднозначность этого монумента для Латвии. Чем, на Ваш взгляд, чем мотивировано такое предложение, и какая информация может быть помещена на этих табличках?
— На этих табличках, если они будут установлены, скорее всего, появится надпись о том, что в 1944–1945 годах Латвия была повторно оккупирована, на этот раз — Красной Армией. И Памятник Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских оккупантов якобы на самом деле является ничем иным, как символом повторной «советской оккупации».
Тезис об «оккупации» Латвии Советским Союзом в 1940-м и 1944–1945 годах является основой принятой сегодня в Латвии идеологии реваншизма. Эта идеология — де-факто и де-юре государственная идеология с 4 мая 1990 года, то есть с момента принятия Декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики.
Отказ от всего советского и от всего, что связано с Россией, или, иными словами, пересмотр итогов Второй мировой войны и маникальные русофобия и антироссийские настроения — самое главное в этой идеологии.
Примерно с 2012 года законодательная, полицейская и пропагандистская поддержка этой идеологии как на уровне Сейма и Кабинета министров, на уровне Полиции безопасности и других специальных структур, а также латышских СМИ значительно усилилась. Это связано с тем, что именно с этого времени сначала ультраправая политическая партия «Все для Латвии!», а затем столь же ультраправое Национальное объединение стали фактически навязывать Сейму и Кабинету министров радикальное ужесточение политики по вопросам госязыка, образования национальных меньшинств и истории Латвии.
Нужно признать, что позиция сначала партии «Все для Латвии!», а сегодня Национального объединения по вопросам госязыка и образования национальных меньшинств является откровенно расистской, а по вопросу об итогах Второй мировой войны — пронацистской.
Сегодня решение снести Памятник Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских оккупантов отложено. Однако ультраправые политические силы, которые находятся у власти, я уверен, решение об установке информационных табличек рассматривают лишь как промежуточный этап в деле окончательного уничтожения советского мемориального наследия.
К сожалению, сейчас мы переживаем период, когда борьба с памятниками, связанными с историей Второй мировой войны, установленными на территории стран Восточной Европы и новых постсоветских государств, образовавшихся после 1991 года, в условиях постоянного раскручивания маховика русофобии и антироссийских настроений играет важнейшую роль в организации противостояния с Россией.
Мы это видим и на примере памятника маршалу Коневу в Праге, и на примере так называемой декоммунизации в Польше, в рамках которой из 600 памятников советским воинам в Польше осталось около ста, то есть около 500 памятников уже снесено.
Подобный вандализм происходит и в Литве, на Украине, в Грузии и Эстонии, где 12 лет назад из центра Таллина был убран «Бронзовый солдат» — памятник советским воинам, павшим в Великой Отечественной войне.
В следующем году мы будем отмечать 75 лет Победы в войне с нацистской Германией, и в преддверии этой даты мы видим четкие усилия Запада по активизации борьбы с советским мемориальным наследием в самых разных странах Европы и постсоветского пространства.
— Но ведь во многих западных странах, в той же Германии, например, или в Австрии сохраняются памятники советским солдатам, и их никто не думает сносить. Да и в Париже есть Сталинградская площадь, и ее название тоже не вызывает возражения?
— Вы правы. Но лишь отчасти. Мы ведь не видим со стороны Парижа или Берлина принципиальной позиции, направленной на защиту памятников в странах Восточной Европы и новых постсоветских государствах. И это не случайно.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов во многих странах на смену политикам, отстаивавшим необходимость сотрудничества и дружбы с СССР и Россией, к власти пришли радикальные националисты и реваншисты, стремящиеся переписать историю Второй мировой войны и отказаться от сотрудничества с новой Россией. И Франция, и Германия здесь, к сожалению, не являются исключением. И в этих странах очень сильное развитие получили русофобия и антироссийские настроения.
— Однако, говоря о Памятнике Освободителям в рижском Задвинье, на Ваш взгляд, можно ли расценивать как победу то, что сносить его все же не решились?
— С одной стороны, это действительно победа. Победа здравого смысла. Но в то же время у власти в Латвии сегодня находятся откровенно недемократические и реваншистские политические силы, главная цель которых — построение латышской Латвии на основе идеологии расизма и неонацизма. Мы же видим, как запрещают образование на русском языке, как выдавливают русскую прессу, русскую культуру, как устанавливаются памятники нацистским коллаборационистам.
Сейчас атаку на Памятник Освободителям удалось остановить, но это не значит, что через некоторое время она не начнется вновь, поэтому у русской общины нет никакого права успокаиваться.
Машина радикального национализма работает на полную мощность, и она движется в направлении тотальной зачистки Латвии от всего, что не соответствует государственной идеологии реваншизма и неонацизма.
В том, что комиссия Сейма сегодня отказалась от сноса памятника, важную роль, безусловно, сыграл договор, заключенный между Россией и Латвией в 1994 году. В соответствии с этим договором оба государства должны воздерживаться от односторонних и несогласованных решений, в том числе и в вопросе о судьбе установленного в Риге Памятника Освободителям от немецко-фашистских оккупантов. Правда, сегодня, в условиях дальнейшего раскручивания маховика русофобии и противостояния с Россией, некие горячие головы, а их в Латвии предостаточно, вполне могут последовать примеру президента США Дональда Трампа, который с легкостью разрывает один международный договор за другим.
Наконец, спровоцировать дальнейшее наступление на Памятник Освободителям может недавно принятая Европарламентом резолюция «О важности европейской исторической памяти для будущего Европы», в которой черным по белому написано, что Европарламент «отмечает, что продолжающееся существование в общественных местах в некоторых государствах-членах памятников и мемориалов (парков, площадей, улиц и так далее), прославляющих тоталитарные режимы, прокладывает путь для искажения исторических фактов о последствиях Второй мировой войны и для пропаганды тоталитарной политической системы».
— В таком случае, что, по Вашему мнению, следует делать, чтобы не допустить подобного развития событий?
— На мой взгляд, русскоязычной общине Латвии уже давно пора от глухой обороны перейти в наступление. Нужно требовать не только сохранения исторической правды о Второй мировой войне, не только сохранения образования на русском языке. Необходимо требовать восстановления основ демократии в Латвии, то есть незамедлительного и безусловного восстановления всеобщего избирательного права и проведения первых после 18 марта 1990 года всеобщих выборов в местные органы власти, национальный и Европейский парламенты.
Необходимо требовать запрета партий, идеология которых базируется на расизме и нацизме. Необходимо продолжать объединять антинацистские, демократические силы в Европе. Необходимо и в Латвии, и в Европе последовательно выступать за восстановление взаимовыгодных отношений с Россией.Только при последовательной работе в направлении достижения этих целей можно надеяться на победу демократии в Латвии и в целом на ослабление антироссийских политических сил в Европе. В противном случае наступление на Памятник Освободителям, да и вообще на русскую общину Латвии, а также на русские общины и русское культурное наследие в других странах будет продолжено и станет тотальным.