Эстонские спецслужбы признали, что у них нет информации о «руке Москвы» в руководстве Эстонии, дезавуировав тем самым слова главы собственной разведслужбы о действии во власти сети «агентов Кремля». Повторилась ситуация, которая в странах Балтии случается постоянно: громкие заявления о «руках» и «ногах» Москвы не получают никаких подтверждений, однако воспроизводятся дальше. «Русская угроза» в Прибалтике — это вопрос веры, и тот, кто не поддается групповому самовнушению о «гибридной войне» и «агрессии Путина», не может считаться патриотом Эстонии, Латвии или Литвы.
Герои Алана Милна верили в Слонопотама. Их Стоакровый лес был светел и безопасен, но Винни-Пух с Пятачком выдумали Слонопотама, убедили друг друга, что Слонопотам существует, и впали в коллективную истерию из-за грядущего нашествия страшного монстра.
«Любит он поросят или нет? И как он их любит?», — спрашивал Пятачок про Слонопотама. Основную надежду на защиту от чудовища поросенок возлагал на своего могущественного дедушку Посторонним В. Однако Пятачок с Винни-Пухом прилагали и собственные усилия, тратя свое имущество на оборону от Слонопотама. Они вырыли глубокую яму и положили в нее горшочек с остатками меда. В итоге в ловушку для Слонопотама угодил сам Винни-Пух.
«Русская угроза» для современной Прибалтики — то же, что Слонопотам для жителей Стоакрового леса: она тоже порождена коллективным самовнушением, ее до ужаса боятся и безоговорочно в нее верят, хоть и не могут найти подтверждений ее существования.
Прибалтийские спецслужбы придумывают о «русской угрозе» такие же душераздирающие истории, как Винни-Пух с Пятачком — о Слонопотаме. Пару месяцев назад директор Департамента внешней разведки Эстонии Микк Марран на конференции по обмену опытом объявил американским коллегам, что в Эстонии раскрыта сеть российских агентов влияния.
По словам Маррана, эта сеть состоит из политиков, дипломатов, журналистов и бизнесменов, которым из Москвы говорят, что им следует делать. «Мы ясно видим, что эти люди навязывают российский план действий», — сказал глава эстонской разведки американцам.
В эстонском обществе после этих слов, понятное дело, поднялась буря. От спецслужб потребовали огласить список «агентов Кремля» поименно. Депутаты Рийгикогу направили парламентский запрос в Министерство обороны с просьбой пояснить, о каких конкретно политиках, дипломатах, журналистах и бизнесменах вел речь директор Департамента внешней разведки.
В ответ министр обороны Эстонии Юри Луйк заявил, что ему ничего не известно о сети российских агентов в руководстве страны.
«У меня отсутствует информация, чтобы в правительстве Эстонии или парламенте действовали российские агенты влияния. Следовательно, у меня нет необходимости что-то предпринимать», — отреагировал Луйк на запрос Рийгикогу.
Случившийся с эстонскими спецслужбами профессиональный конфуз — не единичный случай, а постоянно воспроизводящаяся ситуация. В публичных отчетах Охранной полиции Эстонии (КаПо) ежегодно перечисляются «агенты Кремля», работающие на подрыв эстонской государственности. Никаких оргвыводов для «врагов государства» после публикации этих отчетов не следует — ни уголовных дел, ни вызовов на допрос.
Активность проявляют сами фигуранты списков «пятой колонны», которые подают против Охранной полиции в суд иски о клевете. Все судебные разбирательства до единого КаПо проигрывает. Ни единого доказательства, что тот или иной оппозиционный деятель — российский шпион, доблестные контрразведчики предъявить не могут. Но публикации ежегодных отчетов КаПо все равно продолжаются.
«Агент Кремля» и «рука Москвы» в Прибалтике давно превратились в фигуры речи, за которыми не стоят ни реальные факты, ни какая-либо информация и которые используются правящими режимами для деления окружающих по принципу «свой/чужой».
В той же Эстонии был, например, скандал с «деньгами Якунина» — якобы имевшее место финансирование предвыборной кампании Центристской партии «Российскими железными дорогами». Последовавшее судебное разбирательство установило, что «вброшенная» КаПо информация была ложью и вымыслом от начала до конца. Никаких доказательств получения Центристской партией денег от РЖД Охранная полиция не предоставила. Но клеймо «путинских наймитов» центристы уже получили, а парламентские выборы проиграли.
Равным образом в Литве расширенная коллегия Верховного суда вынесла оправдательный вердикт по делу Роландаса Паксаса, признав экс-президента полностью невиновным по обвинению в государственной измене. Никаких подтверждений вербовки Паксаса российской ФСБ литовский Департамент госбезопасности предоставить не смог. Но первый в Европе импичмент уже состоялся, а запрет на участие Паксаса в выборах действует до сих пор (литовский Сейм 21 сентября принял в первом чтении поправки к Конституции, восстанавливающие Паксаса в политических правах; Если это решение пройдет и второе, и третье чтения, Паксас выдвинет свою кандидатуру на пост президента — прим. RuBaltic.Ru).
То есть никаких фактов и доказательств подрывной деятельности Москвы в странах Прибалтики не требуется.
«Русская угроза» — это вопрос веры, и тот, кто этой веры не разделяет, становится еретиком.
Как всякая вера, вера в «русскую угрозу» отвергает логику, причинно-следственные связи и объективную реальность. В прошлом году прибалтийские лидеры накручивали самим себе нервы, рассказывая всевозможные ужасы о российско-белорусских военных учениях «Запад-2017». Решительно ничего из того, чем они пугали, не произошло, но эти деятели как ни в чем не бывало продолжают выдумывать ужасы о надвигающейся российской агрессии.
«Зеленые человечки» из Псковской области вторгнутся в Прибалтику в ближайшую полночь, российские атомные подлодки бороздят территориальные воды Балтийских стран, в небе летают российские МиГи из Калининградской области, которых в ней давно нет.
Прибалтика превратилась в фабрику по производству антироссийских мифов.
Эти мифы придумывают местные националистические политики, их подхватывают и распространяют зазомбированный антироссийской пропагандой электорат и околоправительственные эксперты, а придают им юридический вес специальные службы. Затем облеченный в правовую форму миф транслируют на международную аудиторию главы литовского и латвийского МИД — бука и бяка прибалтийской внешней политики.
Русофобские страшилки обеспечивают международный интерес к странам Балтии, гарантируют сохранение у власти руководителей Литвы, Латвии и Эстонии, повышают бюджеты спецслужб и военных ведомств, обеспечивают стабильный рост зарплат их сотрудников.
Охота на Слонопотама в Прибалтике идет полным ходом, и горе тому отступнику, который нарушит священное табу и скажет, что Слонопотама не существует.