В сентябре, с началом нового политического сезона
Украинские власти обещали своим гражданам снижение цен на автомобили до среднеевропейского уровня сразу после вступления Украины в ВТО в 2008 году, затем — после подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предполагающего существенное снижение ввозных пошлин либо же вовсе демонтаж таможенных барьеров.
Но воз и ныне там: в самой бедной стране Европы, ставшей таковой по итогам Евромайдана и дальнейших «реформ», цены на новые и подержанные автомобили являются наиболее высокими на континенте.
Причиной тому аппетиты владельцев предприятий крупноузловой автосборки, среди которых значатся Порошенко и его бизнес-партнеры.
Кроме того, стоимость нефтепродуктов на Украине с поправкой на покупательную способность населения также наиболее высокая в Европе, виной чему практически уничтоженная за последние 10–15 лет нефтеперерабатывающая отрасль и постоянный рост налогов на топливо.
Не желая платить втридорога, всё больше украинцев приобретают подержанные автомобили в странах Восточной Европы, прежде всего в Польше и Литве; фактически данные страны стали «автомобильными офшорами» для Украины и подпитывают собственные экономики деньгами украинцев.
Литва является крупнейшим автомобильным рынком Восточной Европы и зарабатывает на реэкспорте изделий американского и европейского автопрома десятки, а то и сотни миллионов евро ежегодно.
В эту индустрию включены десятки тысяч людей как в Польше и Литве (где украинцы — наибольшая «трудовая диаспора»), так и непосредственно на Украине. Как правило, выходцы из Украины регистрируют предприятия в Польше и Литве, на которые оформляются десятки и сотни автомобилей, затем эксплуатируемых на Украине, а водители подобных авто числятся фиктивными сотрудниками вышеуказанных фирм. Другая схема ввоза авто предполагает пересечение украинской границы нерезидентом Украины за небольшое вознаграждение и затем передачу автомобиля в управление гражданину Украины.
По информации Государственной фискальной службы Украины, на территории страны эксплуатируется полмиллиона автомобилей с европейскими номерами, а по неофициальным данным таких авто уже более полутора миллионов.
Киевские власти считают подобные схемы незаконными, периодически выписывая крупные штрафы попавшим «под раздачу» владельцам подобных авто. Недовольство правящих большим количеством транспортных средств с иностранными номерами вполне объяснимо: это утрата большой и сытной «кормушки», наполнявшейся за счет налоговых платежей за «белый» импорт авто и продаж автомобилей, собранных на заводах Порошенко и его партнеров, на первичном рынке.
Однако применять жесткие меры против большинства рядовых владельцев авто с европейскими номерами власти пока не решаются, опасаясь социального взрыва. Проведенный владельцами авто с иностранной регистрацией 6 сентября митинг в Киеве продемонстрировал серьезный протестный потенциал, который может выплеснуться в акции прямого социального и политического действия.
По слухам, частичное финансирование этого митинга осуществлял олигарх Коломойский, пребывающий в конфронтации с Порошенко и его приближенными.
По итогам митинга киевские «верхи» пообещали до ноября разработать компромиссный законопроект, который поможет легализировать автомобили с европейскими номерами. Предполагается, что это может быть либо единоразовый платеж в размере 1–1,5 тысячи евро со стороны владельцев уже ввезенных авто, либо существенное снижение ставок на таможенную очистку авто и отмена экологического норматива «Евро‑5» для импорта подержанных автомобилей.
Легализация «литовцев» и «поляков» может несколько «взбодрить» рейтинги власть имущих, которые затем можно конвертировать в собранные на выборах голоса.
Но хорошо известно, что обещания послемайданных властей предержащих не стоят и бумаги, на которой они написаны. Судя по заявлениям отдельных киевских чиновников, нельзя исключать того, что автомобили с иностранными номерами будут объявлены вне закона. На данный момент правящая верхушка разрывается между жадностью и страхом: с одной стороны, не хочется терять традиционную «кормовую базу», с другой — крайне нежелательно ограничивать из политических соображений импорт б/у авто из Литвы, фактически последнего преданного союзника Киева, и тем более Польши, трансформирующейся из «адвоката Украины в Европе» в «прокурора».
Пока литовские и польские власти не высказывались относительно данного вопроса, но рано или поздно это сделать придется, тем более что общественные объединения владельцев авто с еврономерами уже направили множество петиций правительству Литовской Республики с просьбами повлиять на киевские «верхи», а также упростить процедуру технического осмотра для нерезидентов.
Туристы, посещающие Украину, обратив внимание на количество автомобилей с европейскими номерами, могут подумать, что либо Украина уже вступила в Евросоюз, либо поляки и литовцы массово переезжают на Украину. Остается надеяться, что как минимум в доступности личного транспорта для населения Украина приблизится к европейским нормам.