На прошлой неделе премьер России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об освобождении Владимира Якунина от должности главы Российских железных дорог (РЖД). Его сменил на посту заместитель главы Минтранса Олег Белозеров. Портал RuBaltic.Ru узнал, что означает смена главы РЖД для стран Балтии и как это скажется на двустороннем взаимодействии у политолога, профессора кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Николая МЕЖЕВИЧА:
- Николай Маратович, почему сменился глава РЖД Владимир Якунин? Его уход называют «увольнением года», ожидаемо ли это было?
- Дело в том, что железные дороги в России — больше, чем просто дороги. Разбери, к примеру, железнодорожные пути в Эстонии, и ничего ужасного не произойдет. Прекратится транзит, от которого в стране и так предлагают периодически отказываться, пассажирские сообщения минимальны.
А теперь представьте, что будет, если в России разобрать Транссиб… Страны больше нет. Поэтому вполне понятно, почему в России такое внимание уделяется железной дороге.
Экономическое значение железных дорог для РФ часто связано с тем, что в ряде случаев это — единственный вид транспорта. Потому широкое обсуждение отставки одного руководителя и назначения другого мне представляется абсолютно логичным.
- Все ли было «гладко» в работе В.Якунина?
- Когда в руках одного человека сосредоточена огромная империя, фактически государство в государстве — со своими вузами, медициной и прочим, туда нужно вкладывать очень много. И это — безумно сложная для управления система. Были сбои. Не один раз, и не один год подряд. Вопросы, которые звучали в адрес господина Якунина по рекламной политике РЖД, по пассажирскому движению. По поводу последнего — В.Путин дважды в этом году вынужден был «поправлять» В.Якунина в вопросе о пассажирских электричках. Были определенные претензии, связанные с закрытостью данных о личных финансах главы РЖД.
Впрочем, все эти проблемы не вышли на критический уровень. Ведь занимать такой пост — значит постоянно жить в режиме чрезвычайной ситуации: где-то поезд сошел с рельс, где-то нарушена связь и тд. Это тяжелейшая работа, которой я никому не пожелаю. Не исключено, что было принято консенсусное решение о необходимости «облегчить жизнь» В.Якунину.
- В Прибалтике распространение получили слухи о том, что отставка руководителя РЖД и арест председателя правления Латвийской железной дороги Угиса Магониса — взаимосвязаны. Так ли это, на Ваш взгляд?
- Никакой связи нет.
- Что означает смена главы РЖД для стран Балтии? Как это скажется на взаимодействии республик с Россией?
- Что касается взаимодействия с этим регионом, то страны сами определяют свою транзитную политику. К примеру, советник экс-президента Латвии в начале года заявил, что стране вообще не нужен транзит и экономические связи с Россией. Господа, не нужны — ну и ладно! В конце концов, не сошелся свет клином на Таллинском, Рижском или Вентспилсском порту. Будем искать другие пути. Загрузка собственных мощностей — понятный приоритет. Но если наши соседи будут делать конкурентоспособные предложения, если будет определенное понимание российской заинтересованности в стабильных ценах и тарифах, то, вероятно, такое сотрудничество может развиваться.
Я думаю, бессмысленно отрицать в данном вопросе влияние политики на экономику.
Если Прибалтика ведет демонстративно недружественную политику в отношении РФ, то это так или иначе будет сказываться всюду, даже на транзите, независимо от руководителя РЖД.
А то что же получается — соседи хотят уставить натовскими танками всю границу, а с другой предлагают развивать сотрудничество и транзит.
- Думаю, что в случае полного отказа от транзита через Прибалтику Россия понесет значительно меньшие убытки, чем Литва, Эстония и Латвия…
- Абсолютно точно. Россия с нуля построила Усть-Лугу, Приморск, реконструирован порт Петербурга, Выборг. Россия, в принципе, по мощностям могла бы отказаться одномоментно от большинства транзитных грузов. Почему мы этого не делаем?
Во-первых, транзит — консервативный вид экономической политики, который быстро не меняется, существуют долгосрочные контракты, специально под наши грузы заточенные мощности (по углю, например).
Во-вторых, это, как правило, частные грузы, а бизнес имеет право выбирать, как и где. Если у нас перегрузка будет значительно дороже, чем в Риге, то и грузы пойдут туда. Мы должны бороться за нашу эффективность.
- Учитывая, что у прибалтийского бизнеса, скорее всего, нет серьезных связей с нынешним руководителем РЖД, значит — нет и надежных лоббистских возможностей в Москве. Есть ли вероятность, что в итоге — из-за активной антироссийской политики стран Прибалтики — Россия решит окончательно остановить транзит через эти государства?
- Не думаю, что России выгодно прерывать это взаимодействие и что это целесообразно в текущих условиях. Однако соседям надо как-то определяться. Сейчас политики из Таллина, Риги и Вильнюса говорят одно, а бизнесмены, подсчитав убытки — совсем другое.