Политика Политика

Прибалтика перестанет быть «прачечной» для украденных из России денег

На протяжении двух десятков постсоветских лет прибалтийские банки служили «прачечной» для сомнительных капиталов из России и стран СНГ. Местная банковская система не раз оказывалась втянутой в международные финансовые скандалы: «молдавская схема», «дело Магнитского», «Панамгейт». Старшие западные товарищи, недовольные таким положением дел, в конечном итоге заставили прибалтов повысить требования к нерезидентам. В связи с ужесточением законодательства работа с клиентами из стран бывшего СССР для балтийских банкиров теперь представляет серьёзные риски.

Количество действующих финансовых организаций для столь небольших прибалтийских экономик впечатляет. В Латвии в 2015 году функционировало 27 коммерческих банков, включая 10 филиалов иностранных банков, в Литве – 17, в Эстонии – 16

банков. Прибалтийские – главным образом латвийские – банки последние два десятилетия выполняли функции транзитёров денежных средств с востока в Европу. Подавляющее большинство из них до сих пор продолжает работать с нерезидентами, в основном россиянами и гражданами СНГ. По данным
Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК) на начало этого года удельный вес вкладов иностранных граждан в латвийском банковском секторе составлял 53,4%.

Маленькая прибалтийская республика давно снискала себе славу «прачечной» для сомнительных денег из стран постсоветского пространства. 

Менталитет, устоявшиеся связи, знание русского языка и удалённая от других постсоветских стран юрисдикция способствовали взаимодействию жуликов из бывшего СССР и латвийских банкиров. Но ситуация начала меняться стремительными темпами.

В марте этого года в силу вступают поправки к Закону о предотвращении легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма, направленные на борьбу с коррупцией и отмыванием денег и обязующие банки требовать у клиентов информацию о связях с «политически значимыми лицами». В настоящее время латвийский Сейм продолжает работу над изменениями Закона о кредитных учреждениях, связанными с ужесточением процедуры комплаенс-контроля (контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации – прим. RuBaltic.Ru).

Помимо перекройки законодательства, применяются и реальные санкции. В конце мая КРФК оштрафовала второй крупнейший по объёму активов в Латвии банк ABLV Bank на сумму в 3,167 млн евро за «недостаточную проверку и документирование экономической сути и правовой цели» сделок отдельных клиентов. Двумя месяцами ранее Baltic International Bank был наказан на 1,1 млн евро, а знаменитый своей «отмывочной деятельностью» Trasta komercbanka лишился лицензии. В конце прошлого года регулятор оштрафовал принадлежащий одиозному украинскому олигарху Игорю Коломойскому PrivatBank на 2 млн евро.

Кадровым чисткам подверглась и сама Комиссия рынка финансов и капитала. Сейм Латвии освобождает от должности руководителя регулятора финрынка Кристапа Закулиса, критикуемого за излишне мягкий подход к латвийским банкам. Новым председателем КРФК назначается Петерс Путининьш.

Начинается проверка иностранных вкладчиков. Этим летом латвийские банки разослали своим российским клиентам требование раскрыть финансовую информацию и рассказать о налоговом резидентстве. Эти данные местная Служба госдоходов обещает предоставить Федеральной налоговой службе РФ, хотя обмениваться подобной информацией с Москвой, как утверждает международный финансовый консультант FCP Ltd Исаак Беккер, Латвия начнёт не ранее чем в 2018 году – и то лишь при условии подписания двустороннего соглашения.

Внезапно начавшаяся бурная деятельность латвийского регулятора, два десятилетия созерцавшего отмывание украденных в странах бывшего СССР денег сквозь пальцы, связана с давлением Вашингтона и желанием прибалтийской республики присоединиться к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

«Несмотря на то, что у вас небольшая страна, количество долларовой валюты, которая проходит через финансовую систему Латвии, составляет один процент от всех долларовых сделок в мире. Речь идёт о сотнях и сотнях миллионов. Вам необходимо всё это контролировать. Как – решать вам самим», – приводит слова министра финансов США Даниэля Глассера, сказанные в рамках встречи с латвийскими чиновниками, глава Комиссии Сейма по защите, внутренним делам и борьбе с коррупцией Айнар Латковскис. Аналогичные сообщения звучали от Госдепартамента и посла Соединённых Штатов в Риге, а в начале года о маленькой прибалтийской республике вспоминали в американском Конгрессе в ходе дискуссии о «молдавском миллиарде».

На коррупцию в банковском секторе Латвии указывает и ОЭСР, официально пригласившая прибалтийскую республику в свои ряды (Эстония присоединилась к ОЭСР в 2010 году, МИД Литвы прогнозирует членство в ОЭСР к 2018 году). Для присоединения к ведущей мировой экономической организации Риге и приходится в оперативном режиме разбираться со своими «прачечными». В противном случае долгожданный «членский билет» можно так и не увидеть. Политики нервничают.

В противовес власть имущим логичным образом активизировалось банковское лобби. «Нам не нужно педалировать вопрос отмывания денег. Это всё отыгрывается. Все проблемы надо решать самим, не вынося сор из избы», – утверждал экс-министр экономики Вячеслав Домбровский, сегодня руководящий продвигающим идеи «оффшоризации Латвии» аналитическим центром Certus. На защиту банков встала и Латвийская торгово-промышленная камера.

Исход этого противостояния очевиден. Перед волей Вашингтона и давлением ОЭСР местному банковскому лобби придётся отступить. Конъюнктурные ограничения развития отрасли – нулевая ставка ЕЦБ, отрицательные ставки по депозитам коммерческих банков ряда европейский стран – дополнятся ограничениями административными. Нерезиденты в латвийских банках, конечно, останутся, но надзор за ними будет ужесточён. Откровенным жуликам, однако, придётся искать себе новую «тихую гавань».