Избирательная кампания в Польше близится к финалу, выборы президента намечены на 28 июня. Лидером на данный момент является действующий президент Анджей Дуда. Желая усилить свои позиции среди консервативного электората, он попытался разыграть в предвыборной кампании тему продвижения в Польше ЛГБТ-идеологии. Однако сравнение движения за права сексуальных меньшинств с большевизмом вызвало резкую ответную реакцию польских либералов, которых поддержали представители мирового сообщества.
10 июня Анджей Дуда подписал программную декларацию «Карта семьи» — свод правил, которыми он будет руководствоваться при принятии решений о подписании законов, принятых парламентом. Декларация предусматривает поддержку семей и пожилых людей, защиту института брака и защиту детей от ЛГБТ-идеологии.
В документе указывается, что браком является «союз мужчины и женщины, согласно записям в конституции Польши». Кроме того, говорится о запрете на усыновление детей однополыми парами.
Сексуальным меньшинствам в «Карте семьи» целиком посвящен отдельный пункт. Под лозунгом «защиты детей от ЛГБТ-идеологии» Анджей Дуда обязался обеспечить соблюдение «запрета на пропаганду ЛГБТ-идеологии в государственных учреждениях», что подразумевает, в частности, отказ от преподавания сексуального воспитания в школе.
«Карта семьи» — это своего рода ответ на «Карту ЛГБТ+», которую более года назад подписал мэр Варшавы Рафал Тшасковский — главный соперник Дуды на президентских выборах.
А еще через несколько дней Анджей Дуда во время выступления перед жителями Бжега назвал насаждение ЛГБТ-ценностей «своего рода нео-большевизмом» и отметил, что ЛГБТ-движение — это не люди, а идеология.
«Не для того поколение моих родителей боролось в течение 40 лет, чтобы удалить коммунистическую идеологию из школ, чтобы ее нельзя было внушать детям, чтобы нельзя было промывать мозги молодежи и индоктринировать их, молодых людей, детей, солдат в армии, в молодежных организациях; не для того они боролись, чтобы мы сейчас соглашались на то, чтобы пришла другая идеология, еще более разрушительная для человека, идеология, которая под громкими словами об уважении и толерантности скрывает глубокую нетерпимость и элиминацию, отторжение всех тех, кто не хочет ей подчиниться»
Действия президента Польши вызвали резкую ответную реакцию либеральных политиков, активистов и журналистов. Лауреат премии Amnesty International журналист Антон Амброзяк раскритиковал «Карту семьи» и назвал программу Дуды «гомофобией плюс», констатировав, что в ней «бросаются в глаза яростная гомофобия и идеи, заимствованные у Владимира Путина».
По мнению журналиста, идеи взяты «из путинской России, где запрет на гомосексуальную пропаганду распространяется на всю общественную жизнь».
«С 2013 года штраф или экстрадиция (для иностранцев) грозят любому, кто держит своего партнера или партнершу за руку на улице, участвует в маршах равенства или проводит общественную кампанию по профилактике ВИЧ/СПИДа (согласно статье 6.21
Виктория Бечек, активистка из ассоциации «Любовь не исключает», добивающейся признания однополых браков, тоже полагает, что Анджей Дуда, пытаясь ввести запрет на ЛГБТ-идеологию, идет тем же путем, что и Владимир Путин.
«Как это может выглядеть, отлично показал Владимир Путин, введя законодательный запрет на "гомосексуальную пропаганду". Отсюда два шага до того, чтобы сажать людей в тюрьму за то, что они, например, держатся за руки на улице. Я думаю, что главная опасность заключается в том, что мы просто пойдем в том же направлении», — заключила она на радио TOK FM.
Впрочем, одним Путиным дело не ограничилось, и некоторые польские либералы в своих сравнениях зашли гораздо дальше.
«Кто-то когда-то сказал: "Германия без евреев", сегодня кто-то говорит: "Польша без ЛГБТ". Если вы делаете вид, что не замечаете сходства, если вам кажется, что первое недопустимо, а последнее имеет какое-то моральное объяснение, то сядьте, пожалуйста, поудобнее в кресло и подумайте еще раз», — написала
Издание Obywatele news, комментируя слова Дуды «ЛГБТ — не люди, а идеология», обратило внимание, что очень похожая риторика уже звучала 83 года назад в Мюнхене, когда нацистский режим решил, что гомосексуалисты — это не люди, а проблема, которую нужно решить. Впрочем, издание считает, что польский президент не является фашистом и до уничтожения сексуальных меньшинств в Польше не дойдет.
Музыкант и публицист Дамиан Малишевский, борец за права ЛГБТ, следующим образом интерпретировал высказывание Анджея Дуды: «Так что же это за идеология? Гитлер про евреев тоже говорил, что это идеология, всюду выискивал заговор. Он воспринимал их как угрозу для нации. Позже мы видели людей в лагерной робе. Геям нашивали розовые треугольники на эту полосатую одежду. Они были отправлены в газовые камеры в первую очередь. Кого тогда убивали? Людей? Или идеологию? Язык, на котором говорят президент и депутаты "ПиС", — это язык фашистов, родом из времен Холокоста. Подчеркиваю, такими же словами пользовался Гитлер».
Кинорежиссер Агнешка Холланд, оценивая слова Дуды о ЛГБТ-идеологии, сравнила спор, который тот затеял с «отвратительным броском идеологической гранаты в выгребную яму, которая, к сожалению, обрызгает огромное количество поляков».
«Пан президент вбросил это, потому что считает, что большинство его соотечественников — гомофобы, и думает, что на этом страхе выиграет себе пару процентов», — отметила она на канале TVN24.
В свою очередь, представители кинематографической среды обратились к президенту с открытым письмом, где, обвинив Дуду в «крестовом походе против части общества», выразили свое несогласие с «языком и риторикой, которые вносят ненависть и сегрегацию в публичные дебаты».
Письмо президенту также отправили польские врачи и ученые. В нем они призвали «представителей мира политики прекратить нападения на сообщество ЛГБТ» и «опомниться перед трагедией». По мнению подписантов, словесное или физическое насилие приводят к страданиям и ухудшению психического и физического здоровья у представителей сексуальных меньшинств и могут являться причиной трагедии в виде актов самоубийства.
Топ-модель Аня Рубик считает, что Анджей Дуда в своей предвыборной кампании «идет по трупам». «Все только для того, чтобы выиграть... ноль честности. По трупам к цели. К сожалению, на этот раз буквально. По трупам польских детей и подростков!» — написала она, подразумевая трех молодых представителей ЛГБТ-сообщества, недавно покончивших жизнь самоубийством.
Хелена Бедронь, мать лидера польских левых Роберта Бедроня, являющегося открытым геем, призвала польского президента «встать на сторону добра»: «Мы боимся за наших детей. Мы не хотим потерять их только потому, что кто-то, признав, что они не являются людьми, затравит их, побьет, убьет или доведет до самоубийства».
На действия и высказывания польского президента жестко отреагировали отдельные политики и СМИ в Европе и США.
Заместитель председателя Европейской комиссии, ответственная за политику сохранения европейских ценностей и транспарентности Вера Йоурова напомнила, что «в соответствии с законодательством ЕС и польской Конституцией каждый человек равен независимо от своей расы, религии или сексуальной ориентации».
Чиновница добавила, что не хочет вмешиваться в избирательную кампанию в Польше, но считает очень грустным, что «в современной Европе политики высших эшелонов решили нацелиться на меньшинства, чтобы достичь потенциальных политических целей».
Экс-премьер Бельгии Элио Ди Рупо, который был одним из первых в мире руководителей правительства, публично признавшим себя гомосексуалистом, счел заявления Дуды «неприемлемыми и невероятно агрессивными, что не оправдывает даже предвыборная кампания». По его мнению, польский президент «помимо того, что гомофоб», еще и «поддерживает действия "ПиС" (партия "Право и справедливость" — прим. RuBaltic.Ru), направленные на уничтожение верховенства закона».
Бельгийский политик потребовал реакции от Еврокомиссии и еврокомиссара по делам юстиции Дидье Рейндерса. Ди Рупо хочет, чтобы была задействована статья 7 договора о Европейском союзе.
Издание Dziennik Gazeta Prawna сообщило о реакции на слова Дуды посла США в Польше Джорджетт Мосбахер, которая якобы заявила: нельзя одновременно дружить с США и дискриминировать сексуальные меньшинства.
По мнению издания, у Дуды могут возникнуть проблемы с «Фортом Трампа», так как ключевую роль в переговорах по вопросу размещения американских войск играет советник президента США Ричард Гренелл, являющийся открытым гомосексуалистом.
Позже сама Мосбахер назвала статью в Dziennik Gazeta Prawna фейком, добавив, однако, что правительство США «не поддерживает какой-либо формы дискриминации».
На высказывание польского президента в Вашингтоне все-таки отреагировали. Председатель Комитета Палаты представителей по иностранным делам, член Демократической партии Элиот Лэнс Энгель призвал Дональда Трампа отменить визит Дуды в США, так как «президент Дуда и его партия пропагандируют ужасающие гомофобные и анти-ЛГБТ-стереотипы, которые противоречат правам человека и ценностям, которые должна защищать и поддерживать Америка».
Столь бурная реакция польских либералов и, в первую очередь, их международных единомышленников возымела свой эффект, и Анджей Дуда вынужден был пойти на попятную.
Польский президент написал в соцсети, что его слова были вырваны из контекста, а сам он «верит в разнообразие и равенство». Дуде пришлось смягчить свою жесткую риторику в отношении ЛГБТ-идеологии, и эта тема стала все реже звучать в его предвыборных речах.
Политик оказался между двух огней: с одной стороны, игра на противостоянии ЛГБТ-пропаганде необходима ему для того, чтобы набрать дополнительные голоса у консервативного электората, но в то же время это вызвало жесткий прессинг со стороны международного либерального сообщества.
И когда перед Дудой замаячила перспектива оказаться в роли «гомофоба-автократа» в глазах мировой «прогрессивной либеральной общественности», он вынужден был отступить.
Польские правящие элиты уже давно отказались от субъектной внешней политики и отдали свою страну под полный контроль внешних сил. В такой ситуации было бы наивно рассчитывать, что им позволят хоть какую-то самостоятельность в вопросах, связанных с ЛГБТ-сообществом.
Согласно планам глобалистов, Польша, как и другие страны Европы, должна трансформироваться в мультикультурное общество с гендерным разнообразием. И вряд ли кто-то из польских политиков сможет этому помешать.