Ингуна Судраба: Латвия превратилась в полигон для отправки эмигрантов
Вера Александрова
В свете предстоящих выборов в латвийский Сейм политическая обстановка в стране накаляется. Властные структуры уже ведут разговоры о возможном вмешательстве Кремля и грозятся заблокировать Facebook до исхода избирательной кампании. О повестке дня в латвийской политике, возможном влиянии на выборы интернет-технологий и задачах партий в ближайшем будущем аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с депутатом Сейма, основателем и руководителем партии «От сердца — Латвии» Ингуной СУДРАБОЙ:
— До парламентских выборов осталось менее полугода. Могли бы Вы рассказать о сегодняшней расстановке политических сил? Какие партии сумеют обеспечить себе места в Сейме?
— Сегодня невозможно делать какие-либо прогнозы относительно результатов выборов. По опыту других стран мы видим, что настрой людей сегодня не известен никому. Сейчас опросы общественного мнения показывают, что большинство людей вообще не готовы участвовать в выборах или же у них нет конкретной позиции и знаний о политических программах партий.
Раз у людей нет мнения, значит, они примут свое решение в последний день, когда придут на участки. К тому же до октября может произойти очень много событий, которые повлияют на настрой людей.
Важно, чтобы люди задумывались о том, что происходит в стране, и понимали, какое будущее они хотят видеть. Пока в обществе наблюдается апатия по отношению к происходящему.
— Как Вы думаете, с чем связано такое равнодушие общества?
— Много лет мнение людей не принималось во внимание. Когда у них есть жизненные трудности, они не чувствуют поддержки властей. Пример тому — ситуация вокруг экономического кризиса 2008–2009 годов, когда люди столкнулись с проблемами при погашении кредитов и около 200 тысяч граждан покинули страну, чтобы найти более высокооплачиваемую работу и выполнять свои кредитные обязательства перед банками. И когда они видят, что правительство о них не заботится, не регулирует ситуацию и не пытается предпринять какие-либо действия, чтобы люди оставались в стране и им здесь было хорошо, то, конечно, наступает разочарование.
Жители Латвии прошли эту школу, они увидели, что политики были к ним равнодушны, когда нужна была помощь. Люди перестают надеяться на то, что есть смысл высказывать где-то свое мнение.
И второй фактор, который не способствует гражданской политической активности, — расслоение общества. Если посмотреть на уровень жизни, то разница между богатыми и бедными довольно высокая. Основная часть населения сегодня ежедневно борется, чтобы сводить концы с концами. И расслоение становится сильнее, бедных становится больше. Это, естественно, не вселяет в людей никакого оптимизма.
— Как свои силы на грядущих выборах оценивает Ваша партия «От сердца — Латвии»?
— Мы всегда говорим, что наша партия создана не ради индивидуальной карьеры или чтобы пробежать какой-то спринт. Мы будем участвовать в выборах — это важно. Любая партия может достичь своей цели только тогда, когда она представлена во власти и может реализовать свою программу. Мы считаем необходимым изменить ситуацию, чтобы люди чувствовали, что они нужны своей стране, что о них заботятся и у них здесь есть будущее.
Латвия за последние годы больше стала похожей на полигон, откуда все уезжают. Как будто весь интерес заключается в том, чтобы создать здесь приграничную территорию, а не заниматься улучшением условий жизни людей.
Так что для нас самое главное, чтобы люди не уезжали отсюда, чтобы эмигрировавшие начали возвращаться и могли себя проявить в своей стране, чтобы их дети росли и создавали семьи именно здесь. Мы понимаем, что таких результатов нельзя достичь за короткий срок, ведь нужно, чтобы люди верили и чувствовали, что только в Латвии их ждет лучшее будущее.
— Какова будет повестка грядущих выборов? О чём будут говорить политические партии?
— Понятно, что партии будут пытаться привлечь внимание избирателей, однако пока не видно главного лозунга. Практика предыдущих выборов показывает, что часть политических сил не представляют свою программу: они не говорят о том, что они сделали, чего не сделали, что собираются реализовать в будущем, а больше занимаются поиском компромата на конкурентов или даже просто ищут способы оклеветать своих политических противников. К сожалению, часть общества на это покупается, люди не задаются вопросом, чего эти партии достигли сами.
Некоторые кампании нацелены на то, чтобы испугать людей, найти врага, против которого можно настраивать свой электорат с целью таким образом завоевать его голоса. Ведь при таком подходе им даже не нужно предлагать свое видение будущего.
Опыт показывает, что всё больше в предвыборных кампаниях работают не аргументы действия, а именно аргументы клеветы. И манера держать избирателя в испуге, когда человек не мыслит логично, а думает о том, как избежать угрозы.
— Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией заявило о готовности принять крайние меры для «обеспечения безопасности выборов в Сейм» и снижения возможности «российского вмешательства» — заблокировать Facebook. Действительно ли, на Ваш взгляд, существует вероятность российского вмешательства в латвийские выборы через соцсети?
— Насколько можно повлиять на выборы через социальные сети, трудно говорить. Но я думаю, что в сегодняшних реалиях, когда возможности сети Интернет невероятно развиты, закрыть данный ресурс невозможно. Мне трудно представить, как это можно сделать, и мне кажется, что не стоит никого пугать и наводить панику, а надо работать над тем, чтобы у людей была правдивая информация о происходящем в Латвии.
Если посмотреть сегодня на медиапространство внутри страны, то мы увидим, что местные ресурсы дают много недостоверной информации, часть из которой полуправда: где-то данные искажены, где-то заявления делаются без основополагающих фактов и так далее.
Манипуляция людьми на местном уровне происходит постоянно. Получается, что даже если жителям Латвии не будут доступны социальные сети, то они всё равно будут дезинформированы местными источниками.
Сейчас нельзя закрыть все телевизионные программы, доступ к спутниковому телевидению и т. д. Мы живем в другом мире, когда важно как раз таки не закрывать информационные каналы, а, наоборот, пытаться достичь того, чтобы люди больше верили местным источникам и знали, что там есть правдивая информация. Закрывая доступ к социальным сетям, ничего невозможно добиться, ведь сегодня мы не в состоянии уследить за всеми технологиями, позволяющими обойти запреты, да это и ни к чему.