В странах Балтии о развивающейся на постсоветском пространстве евразийской интеграции – либо плохо, либо ничего. О том, что собой представляет Евразийский экономический союз и возможно ли его сотрудничество с союзом Европейским, портал RuBaltic.Ru поговорил с Казахстанским политологом, аналитиком российской Ассоциации приграничного сотрудничества Маратом ШИБУТОВЫМ, выступавшим на молодёжной школе Studia Baltica, организованной Центром "Русская Балтика" при поддержке Фонда Горчакова:
- Марат Максумович, в Европе, особенно в Прибалтике, бытует мнение, что ЕАЭС – это политический проект, направленный на некую реставрацию СССР 2.0. Так ли это?
- Это неправда, которая легко исправляется просто изучением Договора о ЕАЭС. Там нет политической составляющей вообще, там нет социальной и медийной составляющей тоже. То есть это стандартный экономический союз, аналогичный Европейскому экономическому сообществу, которое было предшественником Евросоюза. Расстояние от ЕАЭС до СССР гигантское.
Тот же Евросоюз гораздо более похож на СССР - у него же есть общая валюта и общий парламент, да и голосование там по численности населения.
- Противоречит ли евразийская интеграция европейской интеграции?
- Во всех экономических интеграционных объединениях каждая из стран поступается долей экономического, но не политического суверенитета. Но этот суверенитет идет не для другой страны, а для наднациональной управляющей и координирующей структуры, так что все участники находятся в одинаковом положении.
Ну я бы сказал, что нельзя быть членом двух зон свободной торговли одновременно - это создает коренное противоречие интересов.
- Еврочиновники говорят, что вступив в Таможенный союз, страна не сможет заключать соглашения о зоне свободной торговли с другими странами. Какова позиция ЕАЭС по этому поводу?
- Да, не сможет, потому что это противоречит самой идее интеграционного объединения, которое формируется для создания собственного рынка, огражденного от других рынков своими стандартами и таможенными пошлинами.
- Вы упоминали ранее, что и в составе Таможенного союза Украина смогла бы заключить соглашение о свободной торговле с ЕС. Расскажите подробнее, что Вы имели в виду?
- Она могла бы сотрудничать с ЕС в рамках всего интеграционного объединения, если бы ЕАЭС заключил бы соответствующее соглашение с ЕС.
- Не приведет ли евразийская интеграция к ухудшению торговых отношений с другими партнерами?
- Любая экономическая интеграция такого рода приводит к улучшению условия для своего производителя, импортозамещения и увеличения экспорта за счет снижение логистических издержек. Так что — да, отношения ухудшаются, в том смысле, что страны покупают меньше импортных товаров.
Но это проблема сугубо иностранных партнеров.
- Правда ли, что вступление Белоруссии и Казахстана в Таможенный союз негативно сказывается на их положении в ВТО?
- Вообще-то, ни Казахстан, ни Беларусь туда еще не вошли, так что их положение никак не может там ухудшиться. Пока я не слышал, что и переговорная позиция Казахстана по ВТО как-то ухудшилась - осталось только несколько стран, согласия которых надо еще добиться, и все.
- Порой утверждается, что евразийские интеграционные проекты приведут к единоличному доминированию России над партнерами. Так ли это? Каким образом и в соответствии с какими принципами принимаются решения в структурах ЕАЭС?
- Решения принимаются консенсусом при условии "одна страна-один голос", так что доминирования добиться сложно - всегда надо идти на уступки партнерам. В общем, каждое решение - это результат сложных и долго вырабатываемых компромиссов.
- Все ли участники ЕАЭС получают экономическую выгоду от участия в интеграционных процессах?
- Да, все. Просто экономическая выгода измеряется многими показателями, а не только товарооборотом. Есть же и инвестиции, плата за транзит, переводы физлиц, изменение структуры товарооборота, совместные предприятия, распределение таможенных пошлин. Я уже не говорю о "сером рынке", который осуществляется физическими лицами и который не учитывается статистикой.
- Какие еще существуют наиболее часто встречающиеся мифы о ЕАЭС? Кому в Европе выгодно распространение этих мифов? С какой целью это делается?
- Мифов много, но надо учесть, что ЕАЭС еще нет и 3-х месяцев, а самому процессу евразийской интеграции — и 5-ти лет.
Так что у нас все впереди, и не стоит огрехи начала работы выдавать за коренные проблемы интеграционного объединения.
- Возможно ли сотрудничество ЕАЭС и Евросоюза? Каким Вы его видите?
- Да, я думаю, взаимодействие будет - в рамках определенного сотрудничества по торговле, стандартам и инвестициям.