Однажды президент Франции Жак Ширак, комментируя реакцию Латвии на вторжение американских войск в Ирак, сказал, обращаясь к Вайре Вике-Фрейберге: «Вы упустили отличную возможность промолчать». Похоже, латвийский экс-президент вновь наступила на те же грабли. Не исключено, что история о том, как она получила место на Первом Лесном кладбище, не была бы столь резонансной, если бы Вике-Фрейберга не набросилась с обвинениями на целый народ.
Жак Ширак
Началось всё с газетной публикации, где говорилось, что бывший президент через посредников добилась разрешения для себя и членов своей семьи на захоронения на Первом Лесном кладбище. Дело это, конечно, очень личное, но проблема в том, что Первое Лесное кладбище больше не используется для захоронений. Довольно быстро этой историей заинтересовалось антикоррупционное бюро.
Подозрительная сделка также вызвала недовольство общества. Особенно в соцсетях. Пользователи «Фейсбука», будем справедливы, чаще всего не стараются сдерживать эмоции, и экс-президенту пришлось прочитать о себе много нелестных отзывов.
Но то, что бывшая глава государства из-за этого разочаруется в собственном народе, стало неожиданностью. Точнее, то, что она об этом публично заявит: в конце концов, само её отношение к народу – это её личное дело.
«Я всегда идеализировала свой народ. Когда я была президентом, мне казалось, что моя задача – пробудить потенциал латвийского народа… Полить, как цветок. Теперь, когда я вижу эти низкие вещи… меня печалит то, что моя вера в духовный и психологический рост моего народа находится под угрозой», – сказала Вике-Фрейберга в интервью телеканалу TV3. И добавила, что «на чужой земле ни у кого не может появиться мысли о том, что можно завидовать последнему пристанищу человека».
Кроме того, она пожаловалась на своей странице в «Фейсбуке» на «ненависть, злобу и завистливость» со стороны латвийцев, а также заявила, что после произошедшего было бы лучше, если бы её похоронили в Канаде или подвергли кремации.
Затем к делу подключились правящие партии в Сейме. Со слов политиков выходит, что травлю бывшего президента республики заказали чуть ли не в Кремле.
В понедельник заместитель председателя «Единства» Эдвард Смилтенс назвал этот скандал «атакой на символ государства». Он подчеркнул, что Вике-Фрейберга является очень уважаемой личностью, которая всегда выражала своё мнение достаточно резко, в том числе и о России. «То, что происходит сейчас, – это попытка её дискредитировать», – заявил он.
Сопредседатель Национального объединения ВЛ-ОС/ДННЛ Гайдис Берзиньш пошёл ещё дальше. Он допускает, что правоохранительные органы должны преследовать инициаторов этой кампании. Причём, как он уточнил, речь не об общественной дискуссии, а именно об обвинениях Вике-Фрейберги в злоупотреблении своими полномочиями.
Я не буду злорадствовать по поводу экс-президента и её истории с кладбищем. В конце концов, как бы там ни было, психологически это очень непросто – заказывать себе место захоронения. Все мы смертны, и в какой-то период жизни каждому придётся смириться с этим и принять факт неизбежности собственного ухода. Я искренне желаю экс-президенту и её семье долгих лет жизни.
Но я не согласен с тем, что президент или любой другой политик – это человек, который может игнорировать законы. Мы говорим о том, что строим демократию, но на деле получается, что у нас по-прежнему сильны советские традиции: все равны, но некоторые равнее.
Не всех хоронили у Кремлёвской стены, а только самых «равных». Может быть, не стоит превращаться в тех, кого сама Вайра Вике-Фрейберга так самозабвенно критиковала, будучи у власти?
И да, что-то мне подсказывает, что Россия в этой истории совершенно ни при чём. Искать след нужно по эту сторону границы.