Какая боль: Прибалтика не увидит Лукашенко на саммите «Восточного партнерства»
Александр Носович
В Прибалтике тяжело восприняли отказ президента Беларуси Александра Лукашенко посетить саммит «Восточного партнерства» в Брюсселе. Литовские политики назвали решение Лукашенко катастрофой. Без белорусского президента саммит «Восточного партнерства» теряет смысл: оторвать от России еще одну постсоветскую страну не получится.
На нынешнем саммите «Восточного партнерства» детально повторилась ситуация двухлетней давности. Тогда главная интрига Рижского саммита была в том, поедет ли на него Александр Лукашенко. И сейчас страсти среди «сдерживателей» России были накалены так, что впору было организовывать тотализатор и принимать ставки: поедет президент Беларуси в Брюссель или нет.
Два года назад в Минск ездили всевозможные зазывалы, рассказывавшие белорусам, как выгодно будет им присутствие главы государства на Рижском саммите. И в этот раз Запад засылал в Беларусь своих эмиссаров, разливавшихся соловьями о том, как полезно для Белорусского государства участие в «Восточном партнерстве».
«У меня сложилось впечатление, что участие Лукашенко в этом саммите важнее для Европейского союза, чем для белорусского президента. Из уст всех европейских чиновников звучало, что они очень хотели бы видеть Лукашенко на саммите», — рассказывал аналитическому порталу RuBaltic.Ru белорусский политик Олег Гайдукевич.
Итог кампаний по заманиванию «последнего диктатора Европы» в Европу оказался одинаков.
Белорусский лидер на саммит «Восточного партнерства» приезжать отказался. И тогда, и сейчас.
Два года назад Лукашенко не просто отказал европейцам, а набросился с критикой на программу «Восточного партнерства», сказав, что не понимает, зачем нужно «заочно дубасить Россию», клеймить ее в каждом документе позором и требовать, чтобы Беларусь была против России.
В этот раз белорусский МИД просто официально уведомил коллег, что белорусскую делегацию на саммите «Восточного партнерства» возглавит министр иностранных дел республики Владимир Макей. При этом в МИД Беларуси подчеркнули, что официальный Минск хотел бы видеть саммит в Брюсселе как «максимально деполитизированное мероприятие, вносящее тем самым вклад в устранение факторов разобщенности в Большой Европе».
Официальный Минск добавил, что в участии в «Восточном партнерстве» заинтересованы прежде всего те страны, которые добиваются членства в ЕС, тогда как Беларусь перед собой такой цели не ставит.
Для ответственной за «Восточное партнерство» Прибалтики слова белорусского МИД прозвучали как звонкая оплеуха. Как это Беларусь не ставит перед собой такой цели? Разве вступление в Евросоюз не предел мечтаний для любой европейской страны?
И что значит «Большая Европа»? От Лиссабона до Владивостока, что ли?
Но смысл «Восточного партнерства» и ответственной за программу Прибалтики прямо в противоположном. Не объединять, а разъединять Европу. Не устранять факторы разобщенности, а вбивать клин между Россией и ее западными соседями.
Прибалтийским строителям «буферной зоны» было бы легче вовсе не видеть в Брюсселе белорусскую делегацию, чем слышать от нее такие слова. Душевная боль их сильна — не может удержаться в груди и прорывается криком наружу.
Так, депутат Европарламента от Литвы Пятрас Ауштрявичюс назвал отказ Лукашенко поехать в Брюссель «маленькой катастрофой отношений ЕС — Беларусь» и «пощечиной». «Для меня это полностью подтверждает только одно: Лукашенко главенствует в наших отношениях с Беларусью, а не мы», — сказал Ауштрявичюс.
«Мы в Европарламенте не хотим ни для кого закрывать двери к большему сотрудничеству с ЕС», — заявил европарламентарий от Польши Дариуш Росати, подчеркнув, что двери для Беларуси остаются открытыми.
Но в этом и катастрофа для «сдерживателей» России. Двери открыты, а Беларусь в них не идет.
Без участия Александра Лукашенко саммит «Восточного партнерства» теряет смысл: оторвать еще одну постсоветскую страну от России на нём не получится, а смысл мероприятия в том и состоит.
С отказом Лукашенко ехать в Брюссель провалилась стратегия по поэтапному мягкому включению Беларуси в европейскую сферу влияния. План был такой: сперва западные посланцы рассказывают в Минске красивые сказки про нейтральную Беларусь. Потом Беларусь дистанцируется от политики России. Потом президент Лукашенко едет на саммит «Восточного партнерства», где происходит его примирение с «Единой Европой». Потом Лукашенко начинает проявлять «европейскую солидарность» и подписывать вместе со всеми антироссийские декларации. Потом следует его конфликт с Россией и Беларусь выходит из Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ.
Брюссельский саммит был одним из основных этапов реализации этого плана. А Лукашенко на него не поехал. Видимо, смекнул, что после выхода из союза с Россией и ОДКБ у европейских планов по Беларуси есть еще звенья: «демократизация», «смена режима», установление власти западных марионеток, выдача «последнего диктатора Европы» Гаагскому трибуналу.
Без белорусского президента саммит «Восточного партнерства» из важного геополитического события, способного повлиять на судьбы Европы, становится мероприятием пустых деклараций и подведения печальных итогов для тех постсоветских республик, которые выбрали для себя европейскую перспективу. Эти итоги неутешительны. Главный из них в том, что страны — «отличницы» «Восточного партнерства» европейской перспективы от него так и не увидели.
Никто не собирается и, как выясняется, не собирался принимать Украину или Молдавию в Евросоюз.
Польское радио сообщило, что президент Украины Петр Порошенко может отказаться от участия в саммите «Восточного партнерства» из-за недовольства текстом итоговой декларации саммита. В документе ничего не говорится о европейской перспективе для Украины, ей и другим «восточным партнерам» не обещается вступление в ЕС. Поэтому Порошенко якобы грозится отменить поездку в Брюссель.
Так зачем Александру Лукашенко лететь на саммит «Восточного партнерства» и активизировать участие Беларуси в программе, в которой даже самые большие ее энтузиасты разочаровались? «Восточное партнерство» не дало им ничего, кроме политического кризиса и экономического коллапса. Ради чего лететь в Брюссель? Увидеть своими глазами «Писающего мальчика»? Лукашенко их уже увидел несколько сотен, когда послал вместо себя Макея.