С внешнеполитической точки зрения 2016 год для Украины прошел под знаком тотальной «зрады». Данный тренд продолжается и в 2017 году, что является закономерным итогом падения уровня профессионализма МИД Украины ниже плинтуса. На этом фоне ложкой мёда в бочке дегтя является получение «безвиза» и позитивные сдвиги в отношениях с Беларусью.
21 июля Александр Лукашенко посетил Киев, где встретился с Петром Порошенко. Это уже второй вояж белорусского президента на Украину за 2017 год; первый был посвящен годовщине Чернобыльской трагедии. Правда, на этот раз визит получился несколько скомканным: вместо запланированной двухдневной программы двусторонние мероприятия продлились всего несколько часов, а совместная пресс-конференция президентов прошла без вопросов журналистов.
Забегая наперед, отметим, что наиболее запоминающееся событие пресс-конференции — акт эксгибиционизма со стороны активистки небезызвестной Femen, организации, непосредственно участвовавшей в кампании по дискредитации Украинского государства в течение нескольких лет перед Майданом.
Уж не Турчинов ли с Аваковым подложили очередную свинью Порошенко, ведь как могла пробраться «феменша» через кордоны охраны?
Тем не менее второй за год визит Лукашенко на украинскую землю — несомненный позитив после того, как украинско-белорусские отношения в 2016‑м были подпорчены вопиющим инцидентом с самолетом «Белавиа» и упреками белорусского президента в адрес Киева, закрывавшего глаза на инфильтрацию ультранационалистов на территорию Беларуси или прямо содействовавшего ей.
Информационный фон визита Лукашенко в Киев был не самым благоприятным, ведь глава Минобороны Украины Полторак с упорством, достойным лучшего применения, талдычил о том, что российско-белорусские учения «Запад‑2017» могут быть использованы «для начала агрессии против Украины» и «представляют опасность для любой страны Европы». Полтораковские фантазии опроверг даже генсек НАТО Йенс Столтенберг, вернувшись в Брюссель после посещения Киева, где проигнорировал
Для Минска Украина является вторым по значимости рынком сбыта после России (притом торговля с Украиной профицитна). Потому в рамках визита Лукашенко в Киеве состоялся Украинско-белорусский бизнес-форум, на котором было подписано 18 контрактов на 40 млн долларов.
Сумма не впечатляет, но для архаизирующейся украинской экономики и то хлеб.
Следующий подобный форум, правда межрегионального уровня, ожидается уже в этом году в Гомеле.
В целом, как заявил Лукашенко, задача Украины и Беларуси — вернуть прежние объемы товарооборота в размере 8 млрд долларов. Задача серьезная, ведь за 2016 год этот показатель составил всего 3,6 млрд долларов.
Обращает на себя внимание заявление Порошенко о возможности возобновления поставок электроэнергии в Беларусь, которые остановились с конца 2014 года. Невозможно отделаться от мысли, что это лоббирование интересов «ДТЭК» Ринатом Ахметовым, ставшим младшим бизнес-партнером Петра Алексеевича и обеспечивающим последнему полную лояльность одной из групп «Оппозиционного блока».
Однако поставлять «свет» Беларуси можно будет лишь до тех пор, пока не начнется эксплуатация Белорусской АЭС.
Не будем сыпать соль на рану, говоря о том, что уровень экономического сотрудничества между странами мог быть куда более высоким, присоединись Украина к евразийским интеграционным проектам. Сегодня же Украина и Беларусь скорее экономические конкуренты на мировом рынке, а не партнеры, прежде всего в сфере транзитных грузоперевозок и таких отраслях, как АПК, химпром, машиностроение.
Но вернемся к позитивной повестке… Так, по итогам встречи Лукашенко с Порошенко были достигнуты договоренности о завершении демаркации границы, а также об условиях пребывания украинцев и белорусов на территории обеих стран на равных условиях; состоялось подписание Программы культурного сотрудничества на 2017–2021 годы и соглашения о сотрудничестве между национальными академиями наук (впрочем, украинская наука через год-другой будет окончательно «декоммунизирована»).
Не преминул Порошенко заявить перед «военным союзником Путина» и о «российской агрессии». И даже сообщил, что во время телефонных переговоров лидеров «нормандской четверки» будет требовать «немедленного реального обеспечения режима прекращения огня вдоль всей линии соприкосновения» — того самого, который регулярно нарушают ВСУ.
Президент Беларуси отреагировал сдержанно, в очередной раз подчеркнув, что готов быть посредником в урегулировании конфликта на Донбассе и поставлять в регион гуманитарную помощь (главное, чтобы она не была разворована киевскими «реформаторами»).
Александр Лукашенко вошел в ту, крайне немногочисленную, категорию зарубежных лидеров, у кого Порошенко не просил денег. Что ж, это не может не радовать: возможно, наступит-таки время, когда Петр Алексеевич перестанет клянчить на международных площадках вооружение вкупе с ужесточением санкций против РФ и начнет выполнять «Минск-2»?