Разделяй и властвуй: споры на «русском фланге» играют на руку «Единству»
Александр Носович
«Русские партии» за два месяца до выборов в Сейм Латвии занимаются не общей работой на результат, а борьбой в своем узком кругу. Этим они только играют на руку правящей партии «Единство», которой при нынешних низких рейтингах нужно раздробить русскоязычный электорат. Для этого партия власти не забывает еще и подливать масло в огонь, создавая партии–«спойлеры» на русском фланге.
На голоса нескольких сотен русскоязычных жителей Латвии, не лишенных права голоса, претендуют, как минимум, пять политических сил: «Согласие», «Русский союз Латвии», «ЗаРЯ!», «Альтернатива», Социалистическая партия Латвии. Причем самая популярная из этих партий – «Согласие», устами своих представителей предпочитает считать себя классической европейской партией социал-демократов, которая стоит над свойственным для Латвии этническим расколом. Кроме того, Социалистическая партия бывшего Первого секретаря Коммунистической партии Латвийской ССР, а затем политзаключенного Альфреда Рубикса привлекает избирателей не столько по этническому, сколько по идеологическому признаку (впрочем, поклонниками советского прошлого в большинстве случаев оказываются все же русскоязычные). А еще есть умеренные «латышские» политические силы, которые могут привлечь какую-то часть русского электората: «От сердца для Латвии» Ингуны Судрабы, которая пока находится на грани преодоления минимального барьера для попадания в Сейм, и, возможно, молодая «Едины для Латвии».
Такое разнообразие «политического меню» для русскоязычного избирателя Латвии, конечно, похвально, только в плане представительства его интересов на уровне Сейма оно не слишком эффективно, потому что приводит к дроблению, в результате которого большинство представителей русскоязычного Сейма в октябре просто не преодолеют пятипроцентный барьер.
Сейчас из всех политических сил Латвии, предпочитаемых русскоязычным избирателем, в 12-ый Сейм гарантированно проходит только «Согласие», которое на этих выборах решил возглавить сверхпопулярный у местного населения мэр Риги Нил Ушаков.
На грани прохождения в парламент находится «Русский союз Латвии», у которого есть также популярная среди русского населения Латвии депутат Европарламента Татьяна Жданок, присутствие которой в избирательном списке и обеспечило РСЛ преодоление пятипроцентного барьера на выборах в Европарламент. Другое дело, что эффект харизматического лидера на грядущих выборах может сыграть со вчерашним ЗаПЧЕЛ дурную шутку. Именно из-за того, что Татьяна Жданок теперь в Европарламенте, на внутренних выборах «Русскому союзу Латвии» сложно предложить других харизматичных лидеров, но для исправления подобного положения прилагаются серьезные усилия, связанные с обновлением партии.
Однако вместо работы на результат в виде успешного выступления на выборах и эффективного представительства интересов своих избирателей русские от политики незадолго до выборов увлеклись взаимными претензиями.
Кому выгодно такое поведение «русских политиков»? Если последние действительно хотят попасть в Сейм, то им невыгодно точно. Зато выгодно правящему в Латвии режиму латышской этнократии в лице партии власти «Единство». Ведь популярность главной правящей партии оставляет желать лучшего. Согласно июньскому опросу GfK, рейтинг «Единства» составляет 13%. Для лидера правящей коалиции 13% - результат более чем скромный. С другой стороны, конечно, «Единство» и в прошлые годы не отличалось всенародной любовью: на досрочных выборах 2011 года оно получило 18%. Но тогда была Партия реформ, которая в решающий момент «кинула» своих избирателей, которым обещала коалицию с «Центром Согласия», и вошла в коалицию с «Единством» на правах младшего партнера. Это предательство обернулось для партии экс-президента Затлерса самоубийством: ее популярность за пару лет снизилась с 20% до 1,5%, и закончилось всё поглощением партии тем же «Единством».
Так что на нынешних выборах у «сборной латышской бюрократии» Партии реформ нет, как нет и особых шансов повысить резко свою популярность. За «Единство» откровенно не самым благоприятным образом «агитируют» сами годы его пребывания у власти – с таким прошлым, как «история успеха», в нормальных демократических странах у партий не бывает будущего. Тем более, что какого-то внятного проекта будущего правящая партия народу тоже не предлагает: предвыборная программа «Единства» пока заключается в преамбуле к Конституции про «латышскую Латвию» и заклинаниях о «русской угрозе». Такая программа за 23 года набила оскомину даже у большей части латышского электората.
Так что в условиях, когда возможностей существенно повысить собственный низкий рейтинг нет, остается всеми возможными способами понижать рейтинги других. В том числе в русскоязычном политическом сегменте.
Самый эффективный способ для этого – раздробить как можно больше политическое поле. Так что, как ни парадоксально, споры на «русском фланге» этого поля в итоге играют на руку именно «Единству». Но и правящая партия, надо отдать ей должное, не довольствуется радостным созерцанием этого процесса, а интенсивно работает на раскол, в частности, применяя для этого классический прием политтехнологов: создание проектов–«спойлеров», которые сами по себе не будут представлять ничего серьезного в политическом плане, но в итоге смогут отнять часть голосов на выборах у конкурентов «Единства».
В русскоязычном сегменте на этих выборах спойлером выступает, прежде всего, «Альтернатива» бывшего европарламентария Александра Мирского, исключенного из «Центра Согласия» и традиционно демонстрирующего свою «русскость» и «принципиальность» лишь на словах. Еще одна потенциальная «дурилка картонная», призванная отщипывать голоса от реальных партий – это не оформившийся пока официально проект «партии хороших русских». Публицист Игорь Ватолин весной этого года уже создал «Европейское русское движение», противопоставляющее т.н. «правильных русских Латвии» путинским «ватникам», которые возмущаются преамбулой к Конституции и требуют официального статуса для русского языка. Вполне возможно, что это был пробный шар.
Подобные политтехнологии эффективны и проверены временем. Divide et impera – разделяй и властвуй – формула, изобретенная еще древними римлянами. Остается надеяться, что русскоязычным партиям и политикам, выясняющим сейчас между собой отношения, эта формула тоже знакома.