Что русская молодежь Латвии говорит о сносе Памятника освободителям Риги?
Андрей Солопенко
В Латвии депутаты Сейма большинством голосов поддержали инициативу о сносе Памятника освободителям Риги и отправили ее на рассмотрение профильных парламентских комиссий. Это произошло несмотря на то, что в защиту этого монумента было собрано более 27 тысяч подписей. Русские Латвии полны решимости отстоять мемориал советским солдатам. В связи с этим портал RuBaltic.Ru решил пообщаться с русской молодежью, чтобы узнать, как она относится к Памятнику освободителям Риги и планам националистов его снести.
Разрушение памятников —
По словам студентки Екатерины, для нее Памятник освободителям неразрывно связан с Днем Победы — 9 мая. Ведь это — то место, куда люди приходят отдать дань уважения не только своим предкам, но и всем, кто воевал за нашу свободу и против нацистской Германии.
«Это и праздник, и одновременно день скорби лично для меня. Праздник оттого, что в этот день для людей закончился ад, они могли больше не проливать кровь и вернуться к своей семье. А день скорби — от осознания того, сколько погибло людей к этому моменту, чтобы достичь великой цели. В этот день я радуюсь за тех, для кого закончилась война, и скорблю о тех, кто не дожил до победы, отдав за наше будущее свою жизнь», — сказала она.
На вопрос, следует снести памятник или его нужно оставить, Екатерина безапелляционно высказалась за его сохранение, ведь разрушение памятников — глупый вандализм.
«Решение снести памятник — это не решение политиков, это решение маленьких обиженных детей. От них часто можно услышать, как им было плохо при советской власти, видимо, сложнее было коррупцией заниматься. Я думаю, что как раз из-за этого и появилось желание снести памятник», — предположила студентка.
Правда, Екатерина не знает, что необходимо делать для защиты мемориала. Но в одном она уверена точно: молчать об этом нельзя.
«Никто не знает, что именно может повлиять на политиков и их решение, но это точно не молчание. Митинги и протесты должны продолжаться, чтобы Евросоюз наконец-то заметил, что за произвол здесь творится», — заявила Екатерина.
Нет Памятника освободителям — нет Победы
Схожего мнения придерживается Максим, несколько дней назад отметивший окончание средней школы. По его словам, Памятник освободителям Риги, как и любой памятник, — это слепок прошлого, запечатленная в камне история важного для места, где он был когда-то построен, события. И уничтожать его ни в коем случае не следует.
«Сносить или взрывать памятник нельзя — это надругательство над историей, неуважение к своим же предкам. Сегодняшней политике и системе взглядов не место в прошлом мире, мы должны помнить и плохое, и хорошее, помнить, что не все вечно, что сама история циклична и многое в ней может повториться. Мы должны предотвратить это, мы должны быть готовы», — отметил он.
Кроме этого, Максим указал, что Памятник освободителям символизирует освобождение Риги от фашизма, а также победу над нацизмом в целом — над идеологией, погубившей свыше 50 миллионов человек.
«Это невозможно вообразить: столько жизней, весь мир, сцепившийся в схватке, причины и последствия — одна из величайших трагедий всего человечества. Это было не две тысячи лет назад, это было совсем недавно, еще живы те, кто принимал в войне участие — и их количество больше нас самих, больше Риги, больше Латвии!», — подчеркнул Максим.
Он считает, что уничтожить Памятник освободителям означает забыть, а забывая, мы либо прощаем, либо соглашаемся. И забывать, к сожалению, — это часть человеческой натуры: так проще спать и жить, но только сегодняшним днем. Ведь не имея опыта, нельзя ничего построить, в лучшем случае можно только остаться там, где есть, а власть, которая отвергает свое прошлое, является врагом будущего народа.
«Нет Памятника освободителям — нет победы в войне ни у нас, ни у нашего народа. Если народ хочет знать, если народ хочет помнить, нести цветы на 9 мая к этому монументу, то власть не может ему помешать. Поэтому, я верю, у нас есть возможность сохранить его для дедов и для детей, надо только собраться всем вместе, чтобы испытывать не стыд, а гордость! Завоевывая, надо защищать!», — подчеркнул Максим.
Подобные инициативы нужно пресекать в зародыше
В свою очередь, студентка Татьяна отмечает, что в том случае, если Памятник освободителям будет снесен, Латвия нарушит договор с Россией. В связи с этим девушка задается вопросом: а целесообразно ли продвижение подобной инициативы?
«В самом деле: если есть договор между Латвией и Россией об охране памятников, то почему, спрашивается, не отвергнуть эту инициативу сразу? Зачем ее продвигать? Тем 45 депутатам, которые голосовали "за", хочется, чтобы и Россия отнеслась ко всем договоренностям так же, как Латвия? Например, о признании Латвии независимым государством? И ведь она будет права!», — указала Татьяна.
В то же время она считает, что полагаться исключительно на этот договор нельзя. «От многих я слышала примерно такие слова: "Да не снесут Памятник, я уверен! А если примут закон о сносе, тогда мы сядем у подножия, и нас никто не сдвинет с места".
Я бы не была так радостно и самоуверенно настроена. Да, договор о защите памятников между Россией и Латвией заключен, но сколько подобных договоров было нарушено! Посмотрите, как сносят памятники в других странах? И почему же тогда Латвия не может сделать то же самое?», — задается вопросом студентка.
Когда люди говорят, что Памятник освободителям не снесут, они таким образом успокаивают или оправдывают самих себя. Мол, сейчас мы ничего делать не будем, авось не примут закон о сносе. Ну а если примут, то уж тогда мы им покажем!
Татьяна отметила, что после наблюдения за ситуацией с продавливанием обучения на латышском языке в русских школах уверенности в том, что памятник получится отстоять, у нее немного.
«Перед прошлогодними выборами в Сейм я также слышала фразы: "Зачем бороться за русские школы? К чему митинги? Вот пройдут эти националисты в Сейм и успокоятся, а про школы все забудут. Это же просто предвыборная агитация у них такая". Но выборы прошли, а в результате мы имеем то, что имеем: в следующем году русские дети будут учиться на латышском языке», — с печалью говорит она.
«На данный момент реакция на петицию о сносе Памятника очень жесткая, — продолжает Татьяна, — но даже сейчас я не думаю, что те 150 тысяч человек, которые ежегодно выходят к Памятнику в день 9 мая, вышли бы на его защиту. А лет через 5, если все это время приучать людей к мысли о том, что это произойдет, я боюсь, острота восприятия притупится и в конце концов люди смирятся.
Именно по этой причине я считаю, что такого рода законы нужно пресекать в зародыше. Как пресекать? Массовыми протестами людей, ежегодно приходящих к Памятнику. Ведь ясно же, что власти боятся народных протестов, именно поэтому вопрос о возможном демонтаже Памятника освободителям будет проходить за закрытыми дверями».