Политика Политика

Декоммунизируй меня полностью: что упустил мэр Киева Виталий Кличко?

Мэр Киева Виталий Кличко объявил о полной декоммунизации Киева к понедельнику 23 мая. Декоммунизации подвергнуто более ста топографических объектов украинской столицы, напоминавших о её советском прошлом: несколько десятков улиц и площадей, несколько памятников и мостов. Однако утверждённый список далеко не полный: в помощь киевской горадминистрации и лично Виталию Кличко RuBaltic.ru вспомнил 10 символов Киева, которые упустил из виду Институт национальной памяти и которые срочно надо декоммунизировать.

Арка Дружбы народов

Парящая над верхним городом и горящая в ночи над Крещатиком всеми цветами радуги Арка Дружбы народов была возведена в 1982 году к 60-летию образования СССР. В центре монумента двухфигурная композиция: украинец и русский держат ленту с орденом Дружбы народов. На постаменте скульптуры надпись: «В ознаменование воссоединения Украины с Россией». Мемориал объединяет арка-радуга, символизирующая единение русских и украинцев.

Стоит ли говорить, что у украинских националистов много лет руки чешутся сломать монумент с таким символическим наполнением? На прошлой неделе министр культуры Украины высказался за то, чтобы снести Арку Дружбы народов и поставить на её месте памятник «героям АТО», но из-за любви киевлян к арке её в последний момент решили не трогать. Сейчас обсуждаются альтернативные варианты декоммунизации Дружбы народов. Наше предложение: заменить надпись на постаменте на «В ознаменование ассоциации Украины с ЕС», а украинца и русского поменять на украинца и европейца. Радужная подсветка арки от такого ребрендинга сразу обретёт новый смысл и будет демонстрировать движение Украины по пути европейских ценностей.

«Киевский торт»

Легендарный «Киевский торт» был изобретён на Киевской кондитерской фабрике имени Карла Маркса в 1956 году. С тех пор торт стал сладким символом украинской столицы. Печь торты в подражание «Киевскому» пытались во всех уголках Советского Союза и во многих других странах, но оригинальный рецепт держался в строжайшем секрете на фабрике им. Карла Маркса, и это увеличивало ценность аутентичного «Киевского торта». Круглая бело-зелёная коробка с тортом стала главным киевским сувениром, «Киевский торт» по сей день – первый гостинец, который привозят из Киева.

Киевская кондитерская фабрика уже давно прошла через декоммунизацию: вместо Карла Маркса она получила имя Roshen. Частично подвергся декоммунизации и «Киевский торт»: вместо фундука в него стали класть арахис, вместо сливочного масла – пальмовое. Владельцу завода Roshen (и по совместительству президенту Украины) Петру Порошенко осталось только довести этот процесс до конца и вовсе запретить «Киевский торт», как символ проклятого советского прошлого. С учётом того, во что превратили технологи Порошенко легендарное кондитерское изделие, против этого никто особо и возражать не будет.

Крещатик

Главная улица Киева является одним большим символом тоталитарного советского времени. Во время войны Крещатик был разрушен практически полностью, и после освобождения Киева от немецких захватчиков улицу решено было целиком и полностью отстраивать заново. Так Крещатик стал единым архитектурным ансамблем, выполненным в стиле «сталинского ампира», и в нынешнем виде является сплошным материальным символом «советской оккупации».

Декоммунизация Крещатика – важнейший вопрос, и если вовсе разрушить главную улицу Киева, как немцы во время войны, Кличко и горадминистрация не могут (хотя бы потому, что они там работают), то остаётся изменить её до неузнаваемости. Опыт есть: расположенный на Крещатике Майдан незалежности ещё при Кучме декоммунизировали так, что теперь даже киевские старожилы неспособны узнать в Площади двух революций («помаранчевой» и «гидности») советскую Площадь Октябрьской революции.

Каштаны

Каштан – символ Киева. Киев – город каштанов: он усеян этими деревьями весь, от Крещатика до самых дальних пригородов, и в мае, когда каштаны цветут, Киев становится самым красивым городом в мире. Если бы киевские власти и Министерство культуры и туризма Украины занимались не декоммунизацией, а своими прямыми обязанностями, то на цветение киевских каштанов, как на цветение сакуры в Японии, ежегодно съезжались бы миллионы туристов.

Но раз они всё же занимаются декоммунизацией, то ничего не поделаешь: каштаны придётся рубить! Большинство деревьев было посажено в советский период, и если уж рвать все связи с тоталитарным прошлым, то рвать окончательно и бесповоротно.

Мост Патона

Большинство киевских мостов было построено в советский период. Некоторые из них Киевская мэрия уже подвергла декоммунизации: так, Московский мост переименовали в мост Георгия Фукса. Однако для победы над советским наследием сделанного явно недостаточно. Например, так и просится на декоммунизацию мост Патона, известный инженерам всего мира как первый в истории цельносварной мост. Знаменитый мост прямо-таки изобилует символами советского прошлого: полтора километра ограждений моста украшены чугунным литьём с серпами и молотами, колосьями и пятиконечными звёздами.

Разумеется, такой декор не может не выводить из равновесия патриотов украинской «незалежности»: в дни Евромайдана ограждения моста Патона повязывали «жовто-блакитными» ленточками, затем неизвестные вандалы сняли с моста пятиконечные звёзды, а теперь известные вандалы (Киевская мэрия) хотят завершить их дело и полностью демонтировать идеологически вредные ограждения. Однако и этого недостаточно: мост Патона всё равно остаётся настолько советским, что для его декоммунизации нужны радикальные решения. Снести этот мост к чёртовой матери, а вместе с ним и все остальные мосты, построенные при советской оккупации! Пусть киевляне на паромах через Днепр переправляются – ради европейского выбора ничего не жалко!

Родина-мать

В рамках политики декоммунизации в Киеве уже было демонтировано несколько десятков памятников советского времени. Снесённые памятники свозят на временное хранение в аэропорт Жуляны: в будущем украинские власти хотят создать из этих памятников парк-музей тоталитарного искусства по образцу литовского.

Однако война с памятниками ещё не окончена. Нетронутыми пока остаются наиболее ценные и известные памятники советского прошлого, включая гигантскую статую Родины-матери и мемориал жертвам Бабьего Яра. Эти памятники уже пытались декоммунизировать в мягкой форме: на Родину-мать к очередному 9 мая нацепили венок из красных маков, со щита статуи сняли герб СССР, а мемориальный комплекс в Бабьем Яру неоднократно оскверняли наследники тех, кто помогал нацистам убивать в нём евреев. Однако официальные украинские власти демонтировать скульптурные символы советской эпохи так и не решились, хотя программа ответственного за декоммунизацию Института национальной памяти прямо предполагает снесение символов Великой Отечественной войны. Видимо, боятся международной реакции.

Киевское метро

Декоммунизация метро – важная часть борьбы с проклятым советским наследием. Киевский метрополитен изобилует советской символикой: пятиконечными звёздами, серпами и молотами, кумачовыми флагами, мозаикой и скульптурой на темы из большевистской истории. В рамках политики декоммунизации в Киеве уже решили снести стенку с бюстом Ленина на станции метро «Театральная», но этого явно недостаточно. Полумеры здесь не помогут: можно посшибать все пятиконечные звёзды и заменить все серпы с молотами тризубами – всё равно киевское метро останется насквозь советским. Просто потому, что оно было целиком и полностью построено в советское время. Единственное реальное решение проблемы – вовсе закрыть в Киеве метрополитен, а лучше даже засыпать его землёй. Нечего киевлянам спускаться под землю и дышать там тлетворными коммунистическими парами – пусть лучше ходят по переименованным улицам и вдыхают аромат европейского выбора!

Борисполь

Главный украинский аэропорт основан постановлением Совета министров Украинской ССР в 1959 году – иначе говоря, по своему генезису он насквозь советский. Гости столицы, прилетая в Киев, первым делом сталкиваются с советским периодом украинской истории – недопустимая ситуация! Но и поделать с этим ничего нельзя: идеальным решением было бы закрыть аэропорт, но как тогда будут летать в Киев с инспекциями Джо Байден и Виктория Нуланд? На второй по значимости киевский аэропорт Жуляны их не перенаправишь – тот ещё более советский. Остаётся лишь декоммунизировать аэропорт в мягкой форме. Например, завесить его весь вышиванками. Главное – не ремонтировать, а только увеличивать количество вышиванок: так Борисполь из советского символа постепенно превратится в настоящий символ современной Украины.

Гимн Киева


Легендарная песня «Як тебе не любити, Києве мій!» десятилетиями была неофициальным гимном Киева, а официальным стала уже при нынешней власти, в ноябре 2014 года. С точки зрения декоммунизации это решение киевского горсовета и мэра Виталия Кличко – непростительная ошибка. Авторы песни композитор Игорь Шамо и поэт Дмитрий Луценко – оба ветераны Великой Отечественной войны, причём Шамо ушёл на Первый украинский фронт добровольцем, а Луценко подростком уехал работать в шахтах в Донбасс, на фронте был с первого до последнего дня и закончил войну в Берлине. Песню о Киеве им заказал Совет министров Украинской ССР, а первый и самый известный исполнитель «Як тебе не любити…» народный артист СССР Юрий Гуляев был уроженцем Тюмени и членом КПСС.

Так что делать такую песню, как «Як тебе не любити, Києве мій!», официальным гимном украинской столицы – недопустимая идеологическая оплошность. Тем более – встречать на железнодорожном вокзале гостей Киева песней в исполнении коммуняки и москаля Гуляева. Авторы песни не имеют к сегодняшней Украине никакого отношения, их песня недостойна быть гимном современного Киева (а может быть, современный Киев недостоин этой песни?). Новые песни придумала жизнь: раз уж на дворе «революция достоинства», то надо встречать гостей украинской столицы её песнями: коломийками Ирены Карпы, песней-победительницей последнего «Евровидения» «1944» в исполнении Джамалы и суперхитом о президенте одного соседнего государства.

Левобережный Киев

Миллионы киевлян живут в советских домах 1960-х – 1970-х годов постройки. Почти весь Левобережный Киев с Русановкой, Святошиным, Троещиной и другими районами – это всё советский жилой массив. Переименовывать улицы в этих бесконечных кварталах «брежневок» и «хрущёвок» столь же бессмысленно, как пытаться вычерпать море ложкой: эти районы и кварталы всё равно останутся единым символом советского времени, которым они были порождены. Поэтому если уж декоммунизировать, то только путём полного уничтожения советской жилой застройки. Вместе с населением, большая часть которого тоже была порождена в советское время. К чести властей Украины нужно признать, что они именно этим и занимаются: советские жилые дома скоро начнут рушиться от отсутствия какого-либо ремонта, а советское население вовсе декоммунизируется ударными темпами – либо эмигрируя, либо умирая, либо навсегда забывая о собственном прошлом.