«Нынешние выборы в Эстонии проходят в предвоенной обстановке»
Ирина Громова
1 марта в Эстонии пройдут парламентские выборы. Согласно предварительным соцопросам, на финишной прямой избирательной кампании в лидеры вышла оппозиционная Центристская партия. Портал RuBaltic.Ru обсудил особенности парламентских выборов-2015 в Эстонии с заведующим отделом правовых исследований Института европейских исследований, эстонским правозащитником Сергеем СЕРЕДЕНКО:
- Г-н Середенко, по предварительным опросам лидирует Центристская партия. Насколько велики шансы, что партия из оппозиции перейдет в ряды правящей?
- Во-первых, поддержка центристов — 26% избирателей, это относительная цифра.
Во-вторых, существуют политическое соглашение между остальными политическими участниками о том, чтобы не пускать центристов в правительство. И в общем-то все стороны этого соглашения свято его придерживаются. Не думаю, что после грядущих выборов что-то изменится. Чтобы стать правительственной партией, центристам нужно взять абсолютное большинство в парламенте, причем взять «с запасом», ведь начнут перекупать депутатов.
Если центристы придут к власти, то произойдет революция. Самая настоящая революция. Причина проста: уровень секретности в Эстонии просто зашкаливает.
Министерства настолько выстроили свою информационную оборону, что, к примеру, эстонские медиа уже вышколены. Можете представить себе репортера, который подносит микрофон к эстонскому генералу и задает вопрос: «Мне бы хотелось знать то и то, но вы, наверное, не можете об этом говорить, правда?» На что генералу остается лишь ответить: «Да, правда». Вот такая у нас журналистика на сегодняшний день. Такая ситуация устраивает всех, кроме центристов. Их приход ознаменуется информационной революцией.
- А что же так скрывают?
- Первое — это военная информация.
Второе — полицейская информация. Около года назад Игорь Коротченко сообщил, что во время прошлогодних военных учений прибалты отрабатывали особую повестку дня — списки интернируемых лиц. Я делал запрос в министерство обороны, где мне не подтвердили, что такой список составлялся. Я им не поверил. Если это было бы неправда, политики орали бы об этом направо и налево - на нас клевещет какой-то там российский эксперт. А тут — тишина.
Третье — скрывают и черные списки невъездных лиц. В этом смысле у нас страна давным-давно готова к войне. Какой? Непонятно. Но она готова.
- Если центристы придут к власти, страну ждет революция лишь в информационном плане или — не только?
- Я вообще не помню центристов в МИДе. Их там никогда не было. Понятно, что Эстония должна менять свою внешнюю политику, причем — на мировоззренческом уровне. Есть ли у центристов хотя бы какие-то черновики альтернативной внешней политики, я не знаю. Но их приход был бы очень интересен, однозначно, и в этой сфере.
- Как Вы объясняете рост популярности центристов? Чем не угодила правящая коалиция?
- Не думаю, что прямо что-то не устраивало, ведь голосовать-то за них собираются.
Важно здесь то, что в стране, наверное, никогда не было культуры политической дискуссии — уровень политической культуры и мышления очень низок. Люди не привыкли высказываться о том, что их не устраивает.
Впрочем, есть универсальный способ показать свое недовольство — эмигрировать. Это критерий, который вбирает в себя и настроения в обществе, и экономическое положение, и многое иное.
О всех трех прибалтийских странах можно сказать просто — народ отсюда валит. Такого рода молчаливый протест.
- Чем можно объяснить низкий уровень политической культуры? Плохо ли это для простого человека?
- Это отвратительно. Начнем с того, что многие темы табуированы. Это родовое проклятье трех балтийских государств. Латвия и Эстония вообще построены на преступлении — краже гражданства у своих русских граждан. При этом прибалтийские страны считают себя жертвами, позиционируют себя как пострадавших от советской оккупации. А жертва, как правило, не отвечает за те вещи, которые с ней происходят, ответственен насильник. Поэтому в нашей стране вообще нет проблем. Какова бы ни была реальность — «дела постоянно идут идеально». Что бы ни происходило — «все так и было задумано». Нет понимания проблем, взгляда в будущее, осознания своего места в мире и т.д.
У нас абсолютно поразительная повестка дня — она ложная и удивительно популистская.
Никто не говорит о миллионах евро, которые надо потратить на строительство какого-либо объекта. Нет, вслух называют цифры в тысячу евро — сумму, которую обыватель может себе представить. А о реальных цифрах все предпочитают умалчивать.
- Недавно Вы писали, что необходимо менять эстонскую избирательную систему и отменить округа. Почему?
- Нынешняя избирательная система, мягко говоря, корявая. Выборы у нас проходят по округам. Хотя страна размером с Владимирскую область. В областную думу Владимирской области не избирают по округам. А у нас избирают.
Самое характерное, что никакого следа от округов в парламенте дальше не остается. К примеру, от одного округа избираются 6 депутатов. Было бы логичным предположить наличие в Рийгикогу депутатской группы из данного округа, верно? Однако таких групп никогда не было. Все сразу разбегаются по партийным фракциям, а депутатские группы если и создаются, то примерно следующие: поддержки Тибета, Грузии и т.д.
В такой маленькой стране очень сложно работать в округе в плане пропаганды во время избирательной кампании. В некоторых округах просто нет своих газет — они слишком малы. Чтобы кандидату работать в своем округе, ему приходится обращаться к центральной прессе. А это уже совсем иной порядок расходов.
Давным-давно надо было отменить выборы по округам и поменять правила прохождения в парламент одиночных кандидатов. Сейчас непартийному одиночному кандидату необходимо взять прямую квоту в округе, это порядка 20% голосов избирателей. А если он будет баллотироваться по всей стране, как в едином избирательном округе, то необходимо получить 1%. В Эстонии много людей, известных всей стране, а не только одному округу. Предполагаю, что такое простое изменение даст парламенту 15-20 непартийных депутатов. А это станет ударом по партократии. Ни один партийный депутат не принимает решения самостоятельно, за него решает правление партии. А одиночные депутаты могут взорвать этот базальт.
- В этой избирательной кампании, как обычно, политиками используется антироссийская риторика. Поможет ли в очередной раз этот инструмент, на Ваш взгляд?
-
Обычная русофобская истерия заменилась предвоенной.
Не знаю, заметил кто-то или нет, но за год из страны разбежалось почти всё руководство Реформистской партии.
Год назад у нас произошел скандал, когда сразу три кандидата на пост премьер-министра отказались от этого места. Вопрос: от чего они все бежали?
- У Вас наверняка есть своя версия?
- Сначала я решил, что никто из них не хочет брать на себя ответственность за этот закон о сожительстве, принятый год назад. Потом выяснилось, что общественный протест не был сокрушительным. Значит, причина не в этом.
Тогда остается думать, что причины гораздо серьезнее и это — война.
- Действительно, военная техника постоянно прибывает в страны Прибалтики. Вы думаете, политика наращивания военной мощи будет вестись и новым правительством?
- Я как-то делал большое исследование внешней политики Эстонии. По сути, у нас два министерства иностранных дел: МИД и министерство обороны, у которого очень много внешнеполитической работы по линии НАТО.
Хочу отметить, что недавно появилось два активно раскручиваемых в СМИ проекта — что-то вроде Нарвской республики и свободной Латгалии.
Это очень четкий материал для провокации. Я больше чем уверен, что это вражеские вбросы, которые могут превратиться во вспышки. По части провокаций они мастера.
Потому что, если войска для пресечения провокаций уже здесь, а провокаций нет, то это не дело…
- Кстати, о войне. В эстонской политической повестке дня значится активная поддержка Украины. Насколько, на Ваш взгляд, актуальным этот вопрос останется и после выборов, и какую реальную помощь страна может оказать Украине? Кроме того, депутат от социал-демократической партии Барби Пилвре заявила, что необходимо как можно скорее определиться в вопросе украинских беженцев. Будет ли поддерживать их Эстония?
- Надо понимать, кого они имеют в виду под «беженцами». Но с Украиной у нас вообще отдельная история: на днях прошла одна конференция по очередной промывке мозгов русскоязычным журналистам, ассистент по научным исследованиям Международного центра обороны и безопасности Кристина Потапова заявила там, что "российским СМИ мы не верим потому, что там дается непроверенная информация".
А украинские новости при этом у нас идут непроверенным потоком, и это норма. Помните историю, как в начале осени к нам на лечение привезли 10 «мирных граждан» пострадавших в ходе конфликта на Донбассе? Об этом утром сообщает главврач больницы, куда они поступили. Вечером уже говорят, что привезли «героев», среди них заместитель Яроша. Это тогда уже немирные люди. Получается, человек считал нужным соврать. И этой лжи — предостаточно.
- Перейдем к «русскому вопросу», без которого тоже выборы в Эстонии — не выборы. Недавно СМИ писали, что министр образования, социал-демократ Евгений Осиновский обещал русскоязычному населению восстановить обучение на русском языке в гимназиях, а эстонским — перевести на государственный язык и начальные школы. Как же обстоят дела на самом деле? И насколько велики шансы на победу у соцдемов?
- Социал-демократы идут очень и очень неплохо. А сейчас для них случился просто крупный подарок — уход Юрия Пихля, главного антигероя бронзовой ночи. Он был председателем партии, и все русскоязычное население страны его прекрасно запомнило.
А господин Осиновский ничего обещать не может, поскольку министром он является последние две недели. Когда он год назад, заняв министерское кресло, озвучил свои планы «Я проведу исследование», стало понятно, что политик хочет просто отсидеть год, ничего не делая. Собственно, так и произошло.
Но избиратели постепенно меняются. Неважно, что ты обещаешь, покажи, что ты сделал. Вот, что важно. А если ничего, то честно скажи об этом. В этом плане замечательно ведет себя IRL.
На одних выборах они шли под лозунгом «Верные решения в трудные времена» и обещали 50 тысяч рабочих мест. Через полгода доложили — в Эстонии появилось 50 тысяч рабочих мест. Иди и проверь!
Сейчас они обещают 20 тысяч мест для практикантов. Через полгода доложат...
- Можно ли уже сейчас прогнозировать результаты выборов?
- Не думаю, что в парламенте произойдет революция. Нас ждет стагнация, патологическое неумение брать на себя ответственность. А отвечать ведь надо — все плохо в стране. Вероятнее всего, решение будет найдено в каком-то конфликте.