Политика Политика

Продвигая «Восточное партнёрство», Эстония превратится в посмешище

В июле-декабре Эстония будет председательствовать в Совете ЕС. Подготовка к председательству идёт полным ходом, эстонский премьер Юри Ратас написал программную статью по этому поводу. О перспективах и приоритетах эстонского председательства RuBaltic.Ru рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай МЕЖЕВИЧ:

– Николай Маратович, премьер-министр Эстонии Юри Ратас написал программную статью «Четыре приоритета председательства Эстонии в ЕС». На Ваш взгляд, приоритеты подобраны разумно?

– Всё, что связано с экономическим развитием Эстонии и Евросоюза, выглядит, в общем-то, достаточно логично. Пусть Эстония действительно является одним из небольших государств ЕС, но проблемы инновационного развития и стабильности роста – актуальные темы. Поэтому, когда премьер говорит о приоритетах инновационного развития, возразить нечего. Кто будет спорить с тем, что инновации – это хорошо? Это просто отлично. Вопрос в ином: как председательство Эстонии отразится на внешней политике Евросоюза и отразится ли?

– Как Вам кажется, будет ли в этом отношении председательство Эстонии отличаться от опыта председательства Литвы и Латвии?

– Это очень интересный вопрос! Думаю, всё-таки от литовского опыта отличаться будет. Литовская позиция по отношению к России и к тому, что активно происходит в мире, наиболее догматическая. Эстония и Латвия до сих пор исходят из того, что в мире ничего не изменилось. А если изменилось, то «по мелочи»: Трамп пришёл да Brexit случился. На самом же деле Евросоюз уже перестал быть той структурой, которой он являлся в середине 2000‑х. Теперь это союз в кавычках и с маленькой буквы. 

Поэтому Евросоюзу нужно искать врагов не за пределами своих границ в лице России, Китая, Ирана, Северной Кореи и так далее, а внутри себя – в экономической и политической организации ЕС. Но, боюсь, Эстония и её лидеры не смогут этого сделать.

– Почему нет?

– Рефлексия Эстонии от уровня премьера до простого пограничника в той или иной мере – это рефлексия модели «анти-Россия». Если, условно говоря, в России законодательно введут еженедельные гей-парады на центральных улицах, уверяю, в Эстонии в знак протеста тотчас начнутся гонения на сексуальные меньшинства. Эстонцы сделают всё, чтобы быть «анти-Россией», быть в противофазе. Это экономически ущербно. Это неконструктивно с политической точки зрения.

– Ратас признаёт, что Евросоюз сталкивается со многими вызовами и кризисами. Может ли Эстония по ходу председательства внести хотя бы небольшую лепту в их разрешение? Привнести какие-то новые идеи?

– Не сможет. Страны как, скажем, Германия и Франция, Австрия и Финляндия способны подняться над национальной рефлексией, а Эстония – нет. Эстония – страна, по-прежнему находящаяся на рубеже с «великим и ужасным» восточным соседом. Поэтому всё остальное для Таллина вторичное и третичное – экология, экономика, политика, демократия. Всё это идёт уже после факта соседства с Россией и действительно непростой совместной истории. Когда государство вместо того, чтобы думать о будущем, постоянно вспоминает о прошлом, оно не может предложить позитивную повестку дня.

– Эстонский премьер собирается организовывать саммиты, посвящённые «Восточному партнёрству», Латинской Америке и Африке. Есть ли в этом смысл и будет ли ЕС польза от этих мероприятий?

– Пользы никакой, но и вреда тоже. Можно заниматься Латинской Америкой, Бенином, безопасностью в Афганистане, вопросом размножения белых медведей, но для Евросоюза это на сегодняшний день не актуально. Сегодня стоит вопрос о том, сохранится Евросоюз или нет. Латинская Америка не имеет к этому никакого отношения.

Премьер-министр Эстонии Юри Ратас

– Эстонские власти также говорили, что во время председательства приложат максимум усилий к разрешению конфликта на Донбассе. Есть ли у них шансы действительно помочь улучшить ситуацию?

– Это абсолютно исключено. Дело в том, что помочь в ситуации на Украине могут государства как Франция или Германия. Было бы интересно услышать точку зрения Австрии. Но есть два государства, которые не в состоянии быть объективными по отношению к украинской проблематике. Это США, которые к Европе не относятся, и Польша, относящаяся к Украине как к территории, которая в значительной степени принадлежала ей. Спрашивать совета об Украине у Эстонии также бессмысленно. Эстония абсолютно уверена, что всё плохое, что случалось на планете, связано с Россией, вплоть до того, что динозавров убил проклятый советский режим. 

Так что в плане потенциала конструктива любые внешнеполитические дискуссии с Эстонией бессмысленны. Эстония ведь даже не может определиться с собственной границей.

Таллин сорвал ратификацию предыдущего договора о границе с Россией в 2005 году и сейчас собственной риторикой срывает ратификацию нового договора 2014 года. А мы тут об Украине говорим…

– Юри Ратас отмечает, что страна гордится своими товарами вроде роялей Estonia. Может, тогда есть смысл Эстонии не влезать в «большую политику», а воспользоваться возможностью председательства для продвижения своей продукции в Европе?

– Рояли Estonia – это, конечно, не C. Bechstein, но очень сильная торговая марка. Здесь не могу не вспомнить, что сильно она прославилась в Восточной Европе и Советском Союзе. То есть торговая марка советской Эстонии, а не «новой» независимой Эстонской Республики. Многие существующие в Эстонии производства так или иначе восходят к советским производствам. Но это не отрицает того, что, в отличие от Латвии и Литвы, в Эстонии сохранились и развиваются интересные производства в области деревообработки, химпрома и так далее. В принципе, да – прагматики в эстонском правительстве (они есть, их просто очень мало) будут стремиться воспользоваться председательством, чтобы продвинуть эстонские товары на европейском рынке. Это как раз нормально и естественно. А вот разговоры про Латинскую Америку и Украину – для Эстонии это, наоборот, противоестественно.

Зал заседаний эстонского парламента

– В сухом остатке, у Эстонии есть возможность и «не напортачить» нигде, и для себя какие-нибудь дивиденды извлечь во время председательства?

– Безусловно, узнаваемость Эстонии после председательства повысится, возможности для эстонской экономики улучшатся. Прагматики среди руководства страны это прекрасно понимают и рассматривают это как важнейшую задачу. Председательство принесёт дивиденды, если Эстония не займётся «воскрешением покойников», таких как «Восточное партнёрство». Это очевидный покойник, причём не первой свежести. На нём уже «споткнулась» Литва, потом – Латвия. Похоже, в эту же яму рискует свалиться Эстония. 

Если Эстония будет продвигать мероприятия в рамках «Восточного партнёрства», она превратится в посмешище, в том числе внутри ЕС.

Поэтому я бы пожелал властям Эстонской Республики во время председательства сосредоточиться на реальных проблемах Эстонской Республики и на продвижении страны в Евросоюзе, а не на критике России.