Конец 2019 года ознаменовался для президента Украины Владимира Зеленского началом серьезного политического кризиса. Из-за сопротивления улицы партия «Слуга народа» не может «протащить» в парламенте скандальную земельную реформу. Под стенами Верховной ультраправые боевики, которые считаются близкими министру внутренних дел Авакову, подрались с аваковскими же правоохранителями. Ранее Зе-команда сфальсифицировала текст совместного документа лидеров «нормандской четверки», чтобы не злить своих оппонентов из числа националистов. Формально обладая властью, которая и не снилась его предшественникам, Зеленский не может ни принимать серьезные решения, ни реализовывать их и, по сути, не правит страной, а просто пытается выжить.
Потасовки под зданием Верховной рады напоминают события шестилетней давности. Те же разъяренные молодчики спортивного телосложения, дубинки, брусчатка, газовые баллончики… Десятки активистов были задержаны, несколько правоохранителей получили ранения.
Поводом для установки палаточного городка, который в итоге снесла полиция, стало рассмотрение поправок к законопроекту о продаже земли в аграрном комитете парламента. Противники реформы ни о каких поправках слышать не желают — требуют вообще отказаться от «большого дерибана» украинских черноземов. На их стороне выступил «Нацкорпус» (запрещен в РФ — прим. RuBaltic.Ru).
Выяснение отношений на улице для Незалежной уже стало доброй традицией, но события 17 декабря все равно выглядят весьма странно. Покровителем «Национального корпуса» считается Арсен Аваков.
Именно на базе этой организации возникли так называемые «Национальные дружины», которые декларируют своей целью поддержание общественного порядка в координации с полицией (эдакий ультраправый аналог советской ДНД).
От связей с ними министр внутренних дел открещивался, но мало кто верил в искренность его слов.
Теперь же сам Билецкий наезжает на своего куратора. После стычек с полицией он отнес Авакова к числу политиков, которые вместе с Зеленским «продавливают» распродажу украинской земли. Также лидер «Нацкорпуса» заявил, что будет добиваться «разбора по министерству внутренних дел» — начиная от министра, заканчивая «ментами, которые по-звериному побили людей». Раньше ничего подобного Билецкий себе не позволял.
Как это понимать?
Варианта всего два: либо под зданием парламента произошло реалити-шоу, разыгранное по сценарию главы МВД, либо карманные националисты Авакова отбились от рук.
Ни то, ни другое не сулит команде Зеленского ничего хорошего. В любом случае министр внутренних дел не выполняет задачу, которую перед ним поставил президент: держать под контролем «улицу».
Акции протеста накалили и без того непростую ситуацию в Раде: представители «Батькивщины» и «Оппозиционной платформы — За жизнь» блокировали трибуну. В итоге парламент оказался парализован, заседание аграрного комитета также не состоялось. Возмущенный глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия пригрозил дать митингующим зеркальный ответ: вывести на улицу своих сторонников.
Но получится ли? Настоящей партийной структурой Зеленский так и не обзавелся.
Не исключено, что ультраправая «Свобода» (запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru), которая на парламентских выборах даже не приблизилась к преодолению пятипроцентного барьера, сможет мобилизовать больше сторонников, чем «Слуга народа».
В период избирательной кампании некоторые эксперты опасались, что новый президент сконцентрирует в своих руках слишком большую власть. Формально так и произошло: Зеленский получил полный контроль и над правительством, и над парламентом (если вынести за скобки те редкие случаи, когда «Слуге народа» необходима поддержка других фракций для конституционного большинства).
Но своих людей ему не хватает ни там, ни там. Президент вынужден буквально уговаривать депутатов проголосовать за некоторые законопроекты, двоих «слуг» уже исключили из фракции за непослушание. Кабинет министров укомплектован кадрами, которые в большинстве своем являются проводниками интересов МВФ и транснациональных корпораций. Парамилитарные организации вообще живут своей жизнью. В этих условиях у Зеленского нет возможности принимать серьезные политические решения.
От некоторых инициатив Зе-команда уже отказалась. К примеру, сегодня никто не вспоминает, что президент собирался переподчинить себе Национальную гвардию, подконтрольную Авакову, — законопроект отложили в долгий ящик. Вопрос земельной реформы повис в воздухе. Неизвестно, удастся ли парламенту принять закон, который запрещает возвращать бывшим владельцам национализированные банки (проще говоря, запрещает возвращать «Приватбанк» олигарху Игорю Коломойскому).
Но наиболее ярко недееспособность Зеленского проявляется на международной арене.
Президент Украины был единственным лидером «нормандской четверки», которому перед саммитом в Париже рисовали пресловутые «красные линии» и даже угрожали расправой за сдачу «национальных интересов». На этой же встрече впервые присутствовал украинский министр внутренних дел. Причем не только присутствовал, а и хвалил молодого гаранта за государственническую позицию.
Затем выяснилось, что офис президента сфальсифицировал итоговое коммюнике лидеров «нормандской четверки». При переводе на украинский язык в текст документа закралось упоминание о законе об особом статусе Донбасса, хотя в оригинале речь идет об особом порядке местного самоуправления. Второе понятие намного шире. Оно включает в себя и изменения в Конституции, и отдельный закон о выборах в Донбассе, и амнистию участников вооруженного конфликта.
Обо всех этих аспектах мирного урегулирования конфликта в офисе президента решили умолчать, чтобы не гневить националистов.
«Зрада» не состоялась — Зеленский не привез из Парижа ничего нового. Привез только заявление о приверженности тем договоренностям, которые заключал и обязывался исполнять Петр Порошенко. Но даже этот результат он боится предъявлять обществу. Так о каких волевых политических решениях может идти речь?
Добавим, что к зиме персональный рейтинг Владимира Зеленского резко пошел вниз. Совсем недавно лидера государства поддерживали почти три четверти опрошенных, а сегодня — всего 52%. У него уже нет большого запаса электоральной прочности, необходимого для проведения жестких и непопулярных реформ вроде реинтеграции Донбасса на условиях Минских соглашений.
Очевидно, Зеленский переключается на «режим выживания».
В этом же режиме работал первый президент постсоветской Украины Леонид Кравчук (продержался, кстати, недолго — досрочные выборы 1994 года поставили крест на его карьере). Разница только в том, что Кравчук возглавил страну, которая только обрела независимость. Ее «лихорадило» по объективным причинам, как и другие бывшие республики СССР. Но прошло без малого тридцать лет, а «лихорадка» приобрела хроническую форму.
Есть ли смысл о чем-то договариваться со страной, власть которой не способна выполнять взятые на себя обязательства?
Президенту России хватило одной встречи в «нормандском формате», чтобы ответить на этот вопрос. Осталось дождаться, пока к аналогичным выводам придут на Западе. Тогда Украина Зеленского окончательно превратится в черное пятно Европы — квазигосударственное образование, с которым никто не желает иметь дело.