Литва превратилась в самого радикального «ястреба» в мире
Александр Носович
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что объявленное на востоке Украины перемирие не действует, и отказался признавать какое-либо улучшение международной ситуации. В этом вопросе литовская дипломатия идет вразрез уже не только с европейской точкой зрения, но даже — с самой Украиной, а также с Соединенными Штатами, которые улучшение признают. Усилиями Грибаускайте и Линкявичюса Литва превратилась в самого радикального в мире «ястреба», которому нет места в процессе урегулирования конфликта в силу полной его невменяемости.
Госсекретарь США Джон Керри, выступая на брифинге 16 декабря, заявил, что «Россия предприняла конструктивные шаги» в отношении украинского кризиса. По словам главы Госдепартамента, эти шаги могут открыть дорогу к смягчению международных экономических санкций. Джон Керри также утверждает, что США готовы отменить санкции в течение нескольких дней, если Вашингтон увидит шаги к разрешению конфликта.
Президент Украины Петр Порошенко практически в унисон с госсекретарем США заявил, что в стране наконец-то установилось настоящее перемирие. «Сегодня первая ночь, когда мы не имеем ни погибших, ни раненых украинских солдат или гражданских лиц. Но прошло лишь 24 часа. Все очень хрупко в этом мире. Я молюсь, чтобы так продолжалось и дальше!», - заявил Порошенко во время визита в Австралию.
И тогда, словно испугавшись, что от всех этих слов перемирие действительно установится, а с России начнут снимать санкции, свои пять копеек вставил литовский министр иностранных дел.
Линас Линкявичюс позволил себе публично не согласиться со словами своего американского коллеги, заявив, что никаких конструктивных шагов, предпринимаемых со стороны России, он не видит.
«Несмотря на некоторые комментарии, я точно не вижу причин, позволяющих констатировать улучшение ситуации, у нас нет такой информации», - заявил Линкявичюс, а затем вовсе перестал себя сдерживать и прямо-таки взбунтовался против главного союзника, - скажу открыто, я таких шагов не вижу. Если секретарь Керри их видит, возможно, он лучше информирован».
Контраст между литовской «дипломатией» и — всеми прочими — становится еще более очевидным в свете последних заявлений главы внешнеполитического ведомства ЕС Федерики Могерини, главы МИД Италии Паоло Джентилони и премьер-министра Финляндии Александра Стубба. Все они осторожно высказывались за корректировку санкционной политики, указывали на вред, который несут санкции европейским экономикам, и выражали робкий оптимизм по поводу относительного затишья на Донбассе.
Но то «старая Европа» - это ладно, тут всё понятно. Финляндия, Италия, Германия — это всё «голуби», которые весь этот год с большой неохотой шли на углубление конфронтации с Россией, время от времени порывались вступить с ней в переговоры и договориться, никогда на официальном уровне не предлагая крайних мер вроде поставок Киеву оружия из стран НАТО или разрыва дипломатических отношений с Россией.
Литва же на протяжении всего конфликта выступала с подобными предложениями, настаивая вдобавок на применении против России 5 статьи Устава НАТО о коллективном отражении агрессора.
А теперь Литовская республика усилиями возглавляющих её внешнюю политику президента Дали Грибаускайте и главы МИД Линаса Линкявичюса превратилась в самого отмороженного в мире «ястреба». Очевидно невероятное: по градусу русофобии Вильнюс обогнал Киев и Вашингтон.
Это вовсе не означает, что Украина с Соединенными Штатами вдруг стали пророссийскими, лояльными, нацеленными на конструктив, ищущими диалога — вовсе нет. Просто даже Украина, не говоря уже об Америке, продолжает свою борьбу с Россией холодно-рассудительно, словно играет в шахматы. Там по-прежнему свято верят, что «незалежная» вот уже почти год ведет войну с москалями, «які хочуть повернути щирих українців до своєї кацапською імперії і замість Європи відправити до Сибіру!». В этой войне Украина уже потеряла Крым, пол-Донбасса и добилась упадка собственной экономики меж тем, как Россия на войну так и не явилась...
Однако в Киеве даже самые горячие головы понимают, что лезть на амбразуру сейчас не время. Охолонуть надо трошки. «Партия войны», по большей части состоящая из политической клиентуры «днепропетровского клана» во главе с олигархом-губернатором Коломойским, временно попритихла, «партия мира» во главе с президентом Порошенко молится за сохранение перемирия...
Холодно сейчас на Донбассе. А во все времена в холодное время воюющие стороны отходили на зимние квартиры. К весне же украинскую армию можно переукомплектовать, усилить, вооружить, и тогда уже вновь превращаться в «ястребов». Тем более, что Украине и без разбитого обстрелами Донбасса проблем хватает: надо как-то пережить зиму. К тому же в Киеве надеются, что к весне под гнетом голода и холода «ватники» на мятежных территориях разочаруются в самой идее выхода из состава Украины.
Тактика же американцев, согласно которой они теперь выражают осторожный оптимизм, отмечают конструктивные шаги России и намекают на смягчение санкций, еще более продумана и хладнокровна, по-шахматному просчитана на несколько шагов вперед.
На протяжении года Россию за нарушение монополии на игру вне правил мировой политики, сохранявшейся последние десятилетия за США и их союзниками по НАТО, били «кнутом», а теперь пришла пора «пряника».
Логическая схема, по всей видимости, такая: пообещать России смягчение санкций, а в ответ добиться от нее определенных уступок. Затем смягчить ряд санкций и добиться в обмен еще больших уступок. Затем вовсе отменить некоторые санкции и добиться уже принципиальных уступок, кардинально меняющих расклад сил не в пользу России.
Стратегия при этом остается прежняя: игра с нулевой суммой, при которой ни о каком диалоге с Россией и учете её интересов речи не идёт. Конечная цель всё та же — поражение России «не мытьем, так катаньем». И, с учетом кризиса в российской экономике и изначальной готовности Кремля договариваться, «пряниками» этой цели можно добиться куда проще, нежели «кнутом».
В таком случае возникает вопрос: почему же Литва не подыгрывает своему самому главному союзнику — Америке, и своему полному единомышленнику — Украине? Вместо этого Вильнюс обещает поставлять Украине собственное оружие, президент Грибаускайте называет Россию террористическим государством, а глава МИД Линкявичюс открыто выступает против госсекретаря США.
Печальный для литовских граждан ответ состоит в том, что Грибаускайте с Линкявичюсом свели задачи внешней политики своей страны к функции комнатной болонки, историческая миссия которой — лаять на Россию.
Болонка ведь тявкает всегда, вне зависимости от того, какие отношения у хозяина с тем, на кого она заливается. И чувствует себя в полной безопасности: хозяин, скорее всего, снисходительно улыбнется и попросит не обращать на маленькое мерзкое животное внимания. Он может даже испытывать за её поведение неловкость, но в любом случае не позволит пнуть беззащитную собачонку ногой. С другой стороны, если с каким-то человеком отношения напряженные, то можно доставить себе удовольствие, поставив его в неловкое положение этим бесконечным собачьим лаем.
Сейчас литовская болонка оказалось в ситуации, когда её лай не к месту, но понять это и замолчать на время она не может. И даже хозяину не под силу её заткнуть.