Политика Политика

«Боинг» и пропаганда: кто сбил самолёт и кому нужны «пляски на костях»?

В истории со сбитым на Донбассе малазийским «Боингом-777» массовой западной аудитории уже всё понятно: самолёт сбили «поддерживаемые Россией террористы». Эту же версию продвигают американские и близкие к США европейские политики (британские, польские, прибалтийские). Хотя им, как ответственным лицам, получающим информацию в полном объёме, должно быть известно о многочисленных несостыковках, вопросы морали в данном случае уступают политической целесообразности.

В психологии существует понятие «tabula rasa» – эффекта чистой доски, согласно которому в сознании закрепляется первая же объявленная интерпретация события, мнение или версия для не разбирающегося в ситуации человека сразу же превращается в «медицинский факт».

Поэтому для западного потребителя массовой информации «медицинским фактом» стала не только гибель малазийского «Боинга» на российско-украинской границе, но и сопровождавшие эту новость заголовки газет типа «Убийцы!» с фотографиями донецких сепаратистов или «Жертвы Путина» с фотографиями погибших. А то и вовсе: «Путин убил моего сына», «Ракета Путина!» и «Путин не отрицает, что самолёт сбили русские сепаратисты». Применительно к этим заголовкам бессмысленны разговоры о журналистском профессионализме и журналистской этике: какая разница, что с момента катастрофы прошло несколько часов, информация не проверена, а все доказательства - косвенные и сводятся к записям сепаратистов в социальных сетях, если в условиях информационной войны нужно ковать железо, пока горячо – формировать общественное мнение в нужном направлении.

«Американские информационные агентства в какой-то степени монополисты. Они более оперативно реагируют и захватывают информационное пространство, чем наши агентства. Есть определённый закон или логика: первая новость всегда прочнее оседает в умах и быстрее развивается потом», - говорит об информационной кампании вокруг «Боинга» заместитель директора Института США и Канады Российской академии наук Валерий Гарбузов. Что же: если воспринимать американские и европейские медиа не как журналистов, а как бойцов «пропагандистского фронта», то им нельзя отказать в профессионализме.

Так же как нельзя отказать в нём и политикам, закатывающим истерики на тему террористов и крови невинных жертв. Просто надо видеть за их истериками шкурную выгоду и относиться к ним…как к политикам: ведь ещё Макиавелли полтысячи лет назад писал, что политика – это область, свободная от морали, а «политическое животное» движимо только инстинктом власти.

Первым, разумеется, о крушении самолёта высказался президент Украины Пётр Порошенко, безапелляционно и бездоказательно заявивший, что «Боинг» сбили «донецкие террористы». Практически тут же предложивший запустить процесс признания международным сообществом ДНР и ЛНР в качестве террористических организаций. В поведении украинских политиков, дипломатов, телеведущих и репортёров с первых же часов после трагедии за показательной скорбью сквозил какой-то неприличный восторг: удача в реальной и пропагандистской войне на востоке Украины им в прямом смысле с неба свалилась. Правда, вопрос – сама ли? Но опасений по вопросу, что будет, если выяснится, что это «славящаяся» своим профессионализмом украинская армия выстрелила по самолёту из злосчастной ракетной установки «Бук», у них не было вовсе. И правильно: чего им бояться, если версию президента Порошенко спустя несколько часов тем же безапелляционным тоном на лужайке у Белого дома озвучил президент Обама. Затем это повторил британский премьер Кэмерон, затем это появилось во всех утренних газетах…

И вот уже все американские сателлиты в Европе и за её пределами в едином хоре и не утруждая себя доказательствами повторяют мантру о «русском теракте в украинском небе».

«Многие другие доказательства свидетельствуют о том, что самолёт подбили силы, противостоящие Украине, и те же самые люди в последние дни занимаются уничтожением улик», - говорит премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас. «Я говорю не только об атаках или передвижении военной техники через границу, но говорю о террористическом акте. С нашей точки зрения, сейчас самое время называть вещи своими настоящими именами - начиная от террористических организаций, которые сами себя называют Донецкой и Луганской народными республиками», - со звонкостью бывшего председателя ЦК литовского комсомола заявляет министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. «Брутальный террористический акт, который явно продемонстрировал, что усилия международной общественности по разрешению кризиса в Украине являются слишком ничтожными», - провозглашает президент Литвы Даля Грибаускайте с той же фанатичной убеждённостью, с которой доказывала всесильность ленинского учения в Вильнюсской школе КПСС.

Заметим, речь в этих заявлениях уже даже не идёт о случайности; всё предельно чётко: «террористы» решили сбить и сбили-таки малазийский «Боинг». Что уж говорить о разборе многочисленных несостыковок, предъявляемых сейчас Россией, если населению внедряется в головы мысль, что команду стрелять из «Бука» по самолёту отдавал президент Путин собственной персоной.

Вот эти аргументы, предъявляемые Россией. «Обратите внимание, что до Донецка самолёт следовал в установленном коридоре, а далее он отклонился от маршрута на север. При этом максимальное удаление от левой границы коридора составило 14 км… Что послужило причиной выхода за границы трассы, навигационная ошибка экипажа или выполнение команд украинского диспетчера органа управления воздушным движением в Днепропетровске, точно можно будет ответить только после расшифровки бортовых самописцев, именуемых «чёрными ящиками», и переговоров диспетчерских служб. По нашим данным, в день крушения малазийского «Боинга-777» группировка противовоздушной обороны Вооружённых сил Украины вблизи города Донецка насчитывала три-четыре дивизиона зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1»… Зачем и против кого украинскими силовиками развёрнута столь мощная группировка противовоздушной обороны вблизи Донецка? Ведь, как известно, у ополченцев нет авиации. На схеме видно, что трасса полёта, а также предполагаемое место поражения «Боинга» попадают в зону действия ЗРК «Бук-М1» Вооружённых сил Украины», - говорит заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов.

«При падении скорости до 200 километров в час в 17 часов 21 минуту 35 секунд в месте разрушения Боинга появляется новая отметка о воздушном объекте. Данный воздушный объект устойчиво наблюдается радиолокационными постами УСТБ - ДОНЕЦК и БУТУРИНСКОЕ в течение 4-х минут… Дальнейшее изменение параметров полёта объекта по курсу свидетельствует о том, что он барражирует в районе разрушения «Боинга-777» и осуществляет контроль за развитием ситуации. Ранее украинские официальные лица сообщали, что в этот день украинских военных самолётов на линии исходного происшествия не было. Как видите, это не так», - говорит начальник Главного штаба Военно-воздушных сил РФ генерал-лейтенант Игорь Макушев. «Есть вопрос и к нашим американским коллегам. По заявлению американских представителей, у США имеются снимки из космоса, подтверждающие, что пуск ракеты в направлении малазийского самолёта совершён ополченцами. Но эти снимки никто не видел», - дополняет эти сведения генерал-лейтенант Картаполов.

Характерно, что официальная российская сторона, в отличие от своих оппонентов, не делает каких-то железных и не подлежащих сомнению выводов о том, что самолёт сбила украинская армия. И это вовсе не свидетельство слабости позиции. Напротив, скорее всего, в ближайшие дни мы увидим новые аргументы в пользу российской версии событий, и это будут не какие-нибудь записи из соцсетей, которыми любят размахивать оппоненты. Как видно из пресс-конференции Министерства обороны РФ, российская сторона опирается не на эмоции, а на реальные доказательства: показания приборов, фотоснимки и т. д. И требует того же от других.

А оппонирующая сторона в лице Вашингтона и Киева загадочно заявляет, что неопровержимые доказательства есть, только мы их никому не покажем. «А я вам посылку принёс. Только я вам её не отдам».

«Уж полночь близится, а расследователей всё нет. Те, что есть, только малазийские – отсиживаются в Киеве. Видимо, слушают лекции киевских пропагандистов. Четвёртый день после крушения «Боинга», а представители стран Запада, десятки граждан которых погибли, так и не добрались даже до Харькова, хотя он контролируется дружественным Киевом. Классика следственного дела: тот, кто затягивает расследование, связан с преступником или является им, - пишет журналист, политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Виталий Третьяков. - Киев, судя по всему, волнуют не столько результаты расследования причин крушения «Боинга» (с этим Киев явно затягивает), сколько затягивание НАТО на территорию Украины».

Затягивание Киевом расследования – это тоже доказательство, и тоже косвенное. Однако в политическом анализе позиция Вашингтона, Киева, Лондона, Вильнюса и прочих – это прямое доказательство главных целей их политической игры:

легитимировать кровавую операцию киевского режима против оппозиции в восточных областях Украины, оправдать грядущие масштабные поставки военной техники и работу военных специалистов или даже воинских подразделений НАТО в войне на Донбассе. Сформировать жёсткое общественное мнение европейцев в украинском вопросе. Принудить политические элиты Западной Европы к введению торгово-экономических санкций против России, а стратегически – к разрыву экономических связей между Европой и Россией; как следствие, полная зависимость Европы от США после подписания Соглашения о трансатлантической зоне свободной торговли.

Эти цели были сформированы уже давно и все последние месяцы оставались неизменными. Однако их реализация долгое время тормозилась Западной Европой, Россией и здравым смыслом. И тут на тебе – «подарок судьбы»! Кто бы ни сбил в конечном счёте малазийский «Боинг», его крушение для бойцов антироссийского фронта - как манна небесная. Как бы цинично это ни звучало.


***

Справка RuBaltic.Ru

США за последние десятилетия изрядно поднаторели в крупномасштабных международных постановочных провокациях для решения собственных геополитических задач. Неудивительно, что на Украине пошли в ход старые и проверенные методы для политической, экономической и военной изоляции России с целью разрыва торговых связей с ЕС для продвижения Вашингтоном собственного трансатлантического договора о зоне свободной торговле с Европой.

В современной истории много примеров, когда Америка использовала «приговоренные» самолеты в качестве катализатора своей агрессивной внешней политики. Подтверждением тому темная история в эпоху Администрации Рейгана со сбитым над территорией СССР южнокорейским авиалайнером.