Антироссийская истерия — как алкоголизм: нужно всё больше и больше
Александр Шамшиев
24–25 мая главы государств — членов НАТО соберутся на саммит в Брюсселе. Встреча пройдет на фоне громких заявлений стран Балтии, которые опасаются назначенных на сентябрь российско-белорусских военных учений «Запад-2017». Чтобы противостоять «российской угрозе», союзники рассчитывают привлечь на свою сторону Дональда Трампа. О значении саммита для региона RuBaltic.Ru рассказал Николай МЕЖЕВИЧ, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований.
— Николай Маратович, 24–25 мая в Брюсселе пройдет очередной саммит НАТО. С какими ощущениями его ожидаете, если говорить о Балтийском регионе?
— По поводу Балтийского региона есть разные мнения. Многие, и я в том числе, говорили и писали о том, что в начале-середине 90‑х годов нам повезло. В каком плане? Пока на Балканах лилась кровь, одна война сменялась другой, в нашем регионе возник Совет государств Балтийского моря.
Совет министров Северных стран распространял свои лучшие практики на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Складывалось такое «неоганзейское» ощущение перехода к экономическому сотрудничеству после достаточно длительной эпохи военной конфронтации.
Все эти положительные моменты региона на наших глазах стали уходить в историю. Процесс начался до Крыма, продолжается сейчас, и, к сожалению, пока не видно выхода из этого тупика.
С другой стороны, стоит подчеркнуть, что состоявшийся недавно визит министра иностранных дел России Лаврова в Финляндию говорит о некоторых положительных тенденциях. Пример — инициатива президента Финляндии Саули Нийнистё о регулировании полетов военной авиации над Балтийским морем, о включении транспондеров. Эта важная инициатива была хорошо воспринята в Москве, но очень критично встречена в Эстонии, Латвии и Литве. Сейчас мы видим, как всё чаще раздаются голоса в пользу развертывания модели если не сотрудничества, то по крайней мере консультаций. В наше время уже и это неплохо.
— Разве есть предпосылки для каких-либо консультаций? Тот же «план Нийнистё» был озвучен почти год назад и положен под сукно из-за позиции стран Балтии.
— Предпосылки есть. Мои контакты и контакты моих коллег из экспертного сообщества, которые могут себе позволить приехать в страны Балтии, говорят о том, что воевать-то никто не хочет. Хочу обратить внимание на заявление президента Эстонии Керсти Кальюлайд: она сказала, что эстонцы не верят в военную агрессию со стороны России. Затем последовал набор дежурных обвинений касательно Минских соглашений.
Тем не менее главная для нас часть — отрицание прямой военной угрозы. Эстонский президент говорит о «гибридных угрозах», периодически говорит об Украине и Сирии, вспоминает кибербезопасность и прочие вещи, но о прямой военной угрозе речи нет.
При этом военные учения в странах Балтии фактически идут непрерывно.
Здесь есть определенное противоречие: на словах слышим одно, в делах видим другое. И раз так, то мы не можем себе позволить отказаться от поисков способа урегулирования конфликтов. История не простит нас, если мы упустим пусть небольшой, но шанс на достижение согласия. Позиции наших оппонентов очень слабые, именно поэтому они не хотят встречаться. Они «закрываются» в концепции обвинения России и ничего больше не хотят слушать. Так что, с одной стороны, нам надо заботиться о собственной безопасности, с другой — стоять с протянутой рукой если не дружбы, то хотя бы сотрудничества.
— Протянуть руку непосредственным соседям или на уровень выше — их союзникам в Вашингтоне?
— С точки зрения логики и здравого смысла вопросы нужно решать в Вашингтоне, в Монсе, где находится штаб-квартира НАТО, или, может быть, в Берлине. Но за последний год у меня сложилось ощущение, что, согласно известному афоризму, не собака виляет хвостом, а хвост виляет собакой.
Иными словами, военно-политическую повестку формируют Эстония, Латвия и особенно Литва. Разрешив однажды этим государствам сформировать повестку, штаб-квартира НАТО утратила контроль над политической риторикой нескольких членов Альянса.
— Встреча в Брюсселе обещает стать первым мероприятием НАТО, которое посетит Трамп. Литва уже договорилась с союзниками по региону совместно лоббировать усиление американского присутствия на Балтике. На Ваш взгляд, у них есть шанс на успех?
— Я бы этого не исключал. Не думаю, что американцы смогут «протащить» авианосец в Псковское озеро. Но наберется некоторое количество желающих это сделать. Ведь военно-политическое сумасшествие не менее заразная болезнь, чем грипп. Поэтому и нельзя исключить, что эта болезнь будет активно распространяться на саммите НАТО.
Но я бы и не переценивал роль Вильнюса и его единомышленников как переговорщиков на уровне Трампа. Да, Вильнюсу позволяется говорить о российской угрозе, но, когда речь пойдет о масштабном развертывании военных контингентов, возникнет вопрос: кто будет за это платить? Показательна история с американскими зенитно-ракетными комплексами Patriot в Южной Корее — платить за них приходится несколько миллиардов долларов. Президент Грибаускайте, что ли, на свою зарплату купит установку Patriot?
Трамп четко сказал: подарков не будет, безопасность надо оплачивать.
Дональд Трамп
Если речь идет о покупке старых ржавых британских бронетранспортеров за счет медицины, закрытых школ, разоренных деревень, то да, Литва это себе смогла позволить. А современное вооружение? Литва надеется получить его бесплатно. В этом и заключается основное расхождение между Вашингтоном и Вильнюсом.
— Между прочим, в СМИ сейчас обсуждается, что Пентагон рассматривает возможность временного размещения комплексов Patriot в Литве.
— Подобная информация действительно была. Связана она с российско-белорусскими учениями «Запад-2017». По-моему, в данном случае имеем дело с тухлой пропагандистской уткой, цель которой — посмотреть на реакцию России. Во-первых, данный комплекс не размещается один. Во-вторых, это всё-таки не то же самое, что перемещение ящиков со старыми патронами или армейской обувью.
— В странах Балтии готовятся к учениям «Запад-2017» как к настоящей войне. Президент Литвы Даля Грибаускайте сказала, что Кремль так отрабатывает вторжение в страны НАТО. Стоит ли на самом деле ожидать военных инцидентов во время учений?
— Для того чтобы удержаться у власти, Грибаускайте готова заявить о вторжении Урана на Плутон или наоборот. Политика — циничная штука. Придется ведь отвечать и за разваленную экономику, и за то, что из страны уехала треть населения, учитывая, что именно из-за милитаризма властей пострадала и так не самая мощная экономика.
— «Запад-2017» — далеко не самые масштабные маневры. Планируется участие порядка 13 тысяч человек, из них около 3 тысяч — российские военные. Почему даже довольно рутинные учения вызывают панику в странах Балтии?
— Недавно Всемирная организация здравоохранения сообщила, что Литва вышла на первое место в Европе по употреблению алкоголя.
Антироссийская военная истерия похожа на алкоголизм тем, что каждый раз ее нужно всё больше и больше.
Такими темпами в следующий раз и тренировка полевой кухни где-нибудь под Барановичами вызовет истерику литовских властей. Надо к этому относиться с пониманием.