Консерваторы сделали из младшего Ландсбергиса «козла отпущения»
Александр Носович
Предвыборный съезд «Союза Отечества – Христианских демократов Литвы» обернулся обструкцией нового лидера партии Габриэлюса Ландсбергиса. Консерваторы поставили в вину своему председателю отсутствие политического опыта, слабую избирательную кампанию и «блатное» происхождение, благодаря которому Ландсбергис-младший стал депутатом Европарламента и лидером «СО-ХДЛ». В условиях катастрофически низких рейтингов партии консерваторов внука «отца нации» Витаутаса Ландсбергиса решено сделать «козлом отпущения» за заранее проваленную кампанию по выборам в Сейм.
По последним замерам общественного мнения рейтинг «Союза Отечества – Христианских демократов Литвы» колеблется в пределах 7,5–9% – унизительно мало для одной из двух литовских партий власти, претендующей на то, чтобы сформировать правящую коалицию и возглавить правительство. По популярности среди партий «СО-ХДЛ» занимают четвёртое-пятое место: правящие социал-демократы вдвое популярнее консерваторов; кроме того, «ландсбергистов» уверенно обходит набирающий популярность Литовский союз крестьян и «зелёных», а также их традиционные «младшие партнёры» в литовской политике – Движение либералов.
Есть несколько причин плачевного предвыборного положения «ландсбергистов».
Главная из них состоит в том, что консерваторы неспособны предложить литовцам ничего нового: Литва и так последние несколько лет жила по заветам dedule Ландсбергиса и его компании.
Консерваторы традиционно приходили к власти в Литве на волне общенационального невроза, который они сами же и вызывали. Литовскому политическому сознанию и на массовом, и особенно на элитном уровне свойственны регулярные обострения паранойи по темам «русской угрозы», «руки Москвы» и «возрождения имперских амбиций России». Так повелось со времён «Саюдиса» (первый приход «ландсбергистов» к власти) и повторяется раз в несколько лет.
Литовская политика в этом смысле циклична: сперва идёт начальная стадия невротизации, затем невротизация нарастает, достигает своего пика, после чего неминуемо начинается спад истерии, повышается востребованность рациональной и прагматичной политики, становятся общим местом требования отвлечься от геополитического мессианства и заняться внутренними проблемами Литвы, сумасшедшие искатели «руки Москвы» подвергаются всеобщему осмеянию; в итоге на выборах вместо профессиональных русофобов-параноиков побеждают социал-демократы с «трудовиками».
В 2008 году консерваторы победили на выборах в Сейм, потому что идеально вписались в описанный цикл. Их крайне удачное выступление было прямо связано с войной в Южной Осетии за несколько месяцев до парламентских выборов в Литве. Разумеется, Андрюс Кубилюс и Витаутас Ландсбергис в союзе с президентом Литвы Валдасом Адамкусом не упустили возможности использовать конфликт России и Грузии для распространения в литовском обществе массовой истерии. На волне новой невротизации консерваторы пришли к власти, сформировали правительство во главе с Кубилюсом и переругались с тремя из четырёх соседей Литвы, стараясь сколько возможно поддерживать высокий градус психоза в литовском обществе.
Однако спустя пару лет невротизация неминуемо пошла на спад. В полном соответствии с тезисом генерала из легендарного советского телефильма: «От фанатизма устают», – к очередным выборам в Сейм в 2012 году консерваторы с их «литуанизацией», политикой памяти и «сдерживанием России» окончательно осточертели абсолютному большинству литовцев. Поэтому по итогам выборов «ландсбергистов» выдворили в оппозицию.
Сегодняшняя трагедия партии Ландсбергисов состоит в том, что выборы в Сейм 2016 года проходят на стадии спада, возможно, самой большой массовой истерии в литовской истории, которую по рецептам партии консерваторов три года назад организовала президент Литвы Даля Грибаускайте.
Точку отсчёта нынешней кампании по невротизации литовского общества можно определить очень точно – начало председательства Литвы в Европейском союзе во второй половине 2013 года. Тогда в посланиях президента к Сейму Литовской Республики, выступлениях Грибаускайте на международных площадках явственно зазвучали истеричные нотки об «агрессивном восточном соседстве». По мере приближения Вильнюсского саммита градус истерии всё повышался: последовал скандал со «слитой» справкой ДГБ, обыски в квартирах и офисах журналистов, допросы политологов, памятки в газетах «как распознать шпиона» и всеобщий поиск «пророссийской пятой колонны».
После того как Вильнюсский саммит закончился общеевропейским позором, кресло председателя Еврокомиссии уплыло у Грибаускайте из-под носа, а на Украине началась революция и гражданская война, общенациональная истерия в Литве достигла своего апогея. В 2014–2015 годах Литва стала единственной страной в мире, официально поставившей украинской армии оружие, в стране была возрождена всеобщая воинская повинность, глава государства назвала Россию «террористическим государством» и допустила применение против неё 5 статьи Устава НАТО. По литовским административным учреждениям рассылалась брошюра с инструкциями о методах отпора агрессору в случае российской агрессии и оккупации Литвы, а бывший шеф литовской криминальной полиции объяснял вождение автомобиля с 1,7 промилле спирта в крови тем, что он ехал докладывать о вторжении в ближайшую полночь в Литву «зелёных человечков».
Однако никакая истерика не может длиться до бесконечности, и в 2016 году всё заметнее становится стадия спада невротизации. Например, недавнее заявление премьер-министра Альгирдаса Буткявичюса о том, что за забастовкой литовских учителей стоит «рука Москвы», вызвало в стране всеобщий приступ здорового смеха.
Для «СО-ХДЛ» такая ситуация крайне неутешительна. Литовские консерваторы перед выборами неспособны предложить литовскому обществу ничего нового: Литва последние несколько лет и так жила в шизофреническом мире dedule Ландсбергиса, и «ландсбергисты» успели всех утомить даже притом, что они четыре года пребывали в оппозиции.
Верх «креатива», который сейчас могут предложить избирателям консерваторы, – это борьба с Белорусской атомной станцией. Учитывая, что ликвидацию Игналинской атомной станции и провал проекта строительства Висагинской АЭС в Литве ставят в вину именно консерваторам, борьба с Островецкой АЭС – это явно не та мера, которая способна расширить электоральную базу «ландсбергистов».
Однако честно сказать, что нынешние рекордно низкие рейтинги «СО-ХДЛ» – результат того, что консерваторы с их риторикой, повесткой дня и картиной мира, воплощавшимися в последние годы в жизнь Далей Грибаускайте, всем банально надоели, партийные бонзы, конечно, не могут.
Поэтому роль «козла отпущения» и легендарного стрелочника, который всегда во всём виноват, решено возложить на нового лидера партии – молодого Габриэлюса Ландсбергиса.
Прошедший на выходных предвыборный съезд «Союза Отечества – Христианских демократов Литвы» обернулся обструкцией председателя партии. Ландсбергису-младшему припомнили всё: и что политик из него никакой, и что политического опыта ноль, и что команда у него слабая и непрофессиональная, и что предвыборная кампания партии неэффективная и провальная. И, конечно, что Габриэлюс Ландсбергис – «блатной» и пост депутата Европарламента с креслом председателя «СО-ХДЛ» он получил не по заслугам, а по наследству от дедушки.
Августейший внук «отца литовской демократии» вынужден был защищаться и оправдываться по каждому из пунктов. «В социальной сети кто-то написал: “Вы же внук!” Это слово, которое недружелюбные люди вешали как ярлык насмешки, для меня стало источником гордости и вдохновения. Семью не выбирают, а мне суждено было родиться в нерядовой семье», – прокомментировал Ландсбергис-младший влияние на свою карьеру деда. «Другие говорили, что не хватает опыта в большой политике. Глядя на скандалы зятьёв, заданий и взяток, которые раскачивают корабль большой политики, я спрашиваю у себя: а может, лучше без такого политического опыта?» – ответил он на обвинения в неопытности. «Вы ведь знаете, что они тогда думали: неопытные идеалисты, что они сделают для Литвы?» – вспомнил лидер консерваторов времена «Саюдиса», говоря о своём юном возрасте и непрофессионализме своей команды.
Стоит признать, что все обвинения членов «СО-ХДЛ» в адрес Габриэлюса Ландсбергиса справедливы и обоснованны. Политик он в самом деле никакой, политического опыта не имеет, а своё высокое место в литовской политике получил «по блату» – от дедушки. Не вызывает сомнения, что старожилы партии вполне искренни в своей ненависти к 34-летнему «мажору»: глухое недовольство «святым семейством» Ландсбергисов в партии консерваторов было слышно ещё два года назад, когда внук dedule Ландсбергиса благодаря одной лишь фамилии обошёл заслуженных ветеранов «Саюдиса» и проскочил в Европарламент.
Однако никакой справедливый ропот не отменяет того факта, что Ландсбергис-младший всего лишь выбран «крайним», на которого решено повесить всех собак за критически низкую популярность консерваторов накануне парламентских выборов. Он уже заранее определён в «козлы отпущения» на случай провала «ландсбергистов» на осенних выборах. Но эта критически низкая популярность и вероятный осенний провал не объясняются одной лишь личностью председателя «СО-ХДЛ». Главная причина всё же в том, что консерваторы просто осточертели абсолютному большинству литовцев за годы истерии о «зелёных человечках».