Политика Политика

Нефть в Балтийском море стала причиной приграничного конфликта Латвии с Литвой

Латвия и Литва единственные страны

члены ЕС, которые до сих пор не имеют четко зафиксированной морской границы друг с другом. Спустя два десятилетия после заключения соглашения о разграничении морской территории «балтийские сестры» так и не смогли решить вопрос о принадлежности территориальных вод и недр. Основной причиной разногласий стали потенциальные нефтяные залежи в Балтийском море.

Вопрос о морской границе между Латвией и Литвой возник сразу после распада Советского Союза. В 1993 году Латвия объявила о намерениях приступить к разведке и добыче нефти на участке шельфа Балтийского моря. Литва, не желая оставаться в стороне, предъявила свои претензии на данный участок, богатый углеводородами.

Запасы черного золота на территории шельфа, вокруг которого развернулся спор, достигают 8 млн тонн, из которых 2–3 млн тонн возможно извлечь.

В мае 1995 года Латвия выступила с предложением проложить границу по «средней линии». Однако литовское правительство отвергло его, так как в случае такого разделения морской территории предполагаемое месторождение нефти полностью принадлежало бы Латвии. Со своей стороны, Вильнюс предлагал морскую границу по прямой линии от сухопутной границы двух государств до точки соприкосновения с экономической зоной Швеции.

Рига продолжала отстаивать свое право на нефтяное месторождение в Балтийском море. В конце 1995 года латвийское правительство заключило соглашение с международным консорциумом Amoco/Opab о проведении нефтеразведки в регионе и добыче нефти. В случае нахождения добываемой нефти Латвии, согласно договору, отходило 10% от добычи. Условием выполнения соглашения являлось решение территориального спора с Литвой. Однако к установленному договором сроку Прибалтийские государства так и не смогли договориться о морской границе.

После продолжительных переговоров 9 июля 1999 года в литовском городе Паланга Латвия и Литва подписали Соглашение об определении морской границы, закрытой экономической зоны и континентального шельфа Балтийского моря.

Вариант новой границы, согласно документу, подобен тому, который ранее поддерживала Литва — прямая линия от границы Прибалтийских стран до точки соприкосновения со шведской экономической зоной. Соглашение также регламентирует разведку и добычу природных ресурсов в территориальных водах.

В случае, если залежи полезных ископаемых расположены по обе стороны от морской границы, они могут быть частично или полностью использованы в том числе только одной стороной, если та, в свою очередь, согласует все условия по разведке и добыче ресурсов со вторым государством. Также после вступления в силу договор обязывает стороны начать переговоры об условиях соглашения по морскому дну и его недрам.

Документ хотя и четко обозначил латвийско-литовскую морскую границу, не вносил ясности в вопрос принадлежности нефтяных залежей, которые находятся прямо на новой границе.

Это и стало препятствием для окончательного принятия документа.

Как и следовало ожидать, спустя три месяца Сейм Литвы ратифицировал соглашение. Вильнюсу заключенный договор был выгоден — новая граница увеличила литовские воды примерно на десять тысяч километров.

В свою очередь, Латвия до сих пор не ратифицировала соглашение, так как последовательно выступает за первоочередное подписание документа об экономическом сотрудничестве на континентальном шельфе, после заключения которого может быть четко определена морская граница между странами.

С 1999 года решение вопроса о морской границе застыло в воздухе, Латвия и Литва продолжают придерживаться своих позиций.

Вопрос о разделе территориальных вод регулярно обсуждается в рамках межправительственной рабочей группы, однако никакого прогресса по сей день не наблюдается. Один из вариантов, который предлагает Рига, — ратификация соглашений об экономическом сотрудничестве на шельфе и морской границе единым пакетом.

Однако установленная по соглашению 1999 года граница полностью устраивает Литву, поэтому она заинтересована в первостепенном вступлении в силу именно этого документа.

Принадлежность нефтяных месторождений в Балтийском море является основным, но не единственным противоречием латвийско-литовских отношений в вопросе определения морской границы. Другим препятствием к ратификации договора являлась проблема разграничения рыбоводческих зон, однако после вступления стран в Европейский союз и принятия системы квотирования разногласия по данному вопросу перешли на второй план.

Сегодня вопрос о ратификации Соглашения о морской границе зашел в тупик.

Латвия и Литва являются единственными государствами в Европейском союзе, которые не смогли договориться о морской границе.

Стороны остаются при своих позициях и не планируют уступать друг другу. Литва, ратифицировавшая договор, утверждает, что сделала все возможное для урегулирования спора, и ждет ответного шага от Латвии, в то время как Рига утверждает обратное.

Пока морская граница не зафиксирована, ни одна нефтяная компания в этом регионе не захочет начать полноценную разведку или добычу углеводородов. Так проявляется пресловутое «балтийское единство».

Статья доступна на других языках:
Читайте также
17 апреля 2019
Дискуссии относительно необходимости перехода Польши на евро длятся с момента присоединения республики к ЕС. В польском обществе сохраняется консенсус относительно необходимости сохранения злотого в качестве национальной денежной единицы.
17 апреля 2019
Великобритания перебросила в Прибалтику пять военных вертолетов Apache, которым окажут поддержку разведывательные вертолеты Wildcat.
18 апреля 2019
Правительство РФ запретило экспорт на Украину нефти и нефтепродуктов. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев.
17 апреля 2019
Россия может переориентировать экспорт нефти на морские порты в случае закрытия Беларусью нефтепровода «Дружба» для прокачки сырья.