«Россия строит мост, а Украина — стену»: как поменялся Крым за последние четыре года
Сергей Половинец
За строительством моста, который соединит Крымский полуостров с материковой Россией, следят не только россияне, но и украинцы. Однако если в России мост через Керченский пролив называют главным достижением года, то на Украине пытаются найти «неопровержимые» доказательства того, что проект ждет провал. Чем отличаются идеи, объединяющие россиян, от тех, которыми живут украинцы, а также что ждет Крым в ближайшие годы, аналитический портал RuBaltic.Ru обсудил с директором Института Русского зарубежья Сергеем ПАНТЕЛЕЕВЫМ:
— Г‑н Пантелеев, строительство Крымского моста для россиян стало главным событием 2017 года в масштабах страны (по данным ВЦИОМ). А как Вы оцениваете этот проект? Почему он так важен для всего населения России?
— В Крыму и в России в целом существует идея Крымского моста. Это очень красивая идея. Она наполнена позитивной символикой. Если Украина строит стену между жителями России и Украины, между семьями, то мы строим мост. Красивый прекрасный мост, за возведением которого следит вся Россия. Установка очередной арки является серьезным информационным поводом. Россияне ждут, когда они проедут по этому мосту. Крымчане постоянно говорят: «Вот когда построят мост, тогда…»
С одной стороны, это несет некую позитивную символику, а с другой — это прорыв в новую крымскую эпоху. Это будет новый этап в развитии Крыма — уже как полноценной составной части России.
Когда ты сам едешь этими «перекладными» путями через российский Кавказ в Крым, то понимаешь, насколько важен мост. По большому счету, со строительством моста Крым, полностью вливаясь в российское пространство, становится важнейшей составляющей южного рекреационного кластера. В него будут входить Крым и российский Кавказ. Получается большой макрорегион. Это существенно облегчит вопросы снабжения, транспорта, логистики. Это даст новый толчок развитию Крыма и всей России. За этим последует целая вереница других важнейших проектов.
Строительство моста — это важнейшее событие с идейной, политической и экономической точек зрения.
— Помимо моста, какие еще крупные проекты планируется реализовать в регионе?
— К мосту ведут дороги, и от моста ведут дороги. Сейчас строится автодорога «Таврида», которая через Керченский мост соединит Кубань и Крым, пройдет от Керчи в Симферополь и затем в Севастополь. Она станет уникальным логистическим объектом, который наполнит жизнью саму идею Крымского моста. Нужно видеть само строительство. При Украине такого и в помине не было. Крымчане всё это видят, и даже эмоционально это вдохновляет.
Существует целый ряд проектов, которые должны изменить Крым, сделать его действительно передовым российским регионом.
Строятся две электростанции под Симферополем и Севастополем, которые должны обеспечить энергетическую самостоятельность Крыма. Есть идея создания шести туристско-рекреационных кластеров в Крыму, а также идея обновления крымских портов.
Многое меняется на глазах. Еще в 2014 году началась реконструкция аэропорта в Симферополе — маленький невзрачный аэровокзал из украинской эпохи уже превратился в современный международный аэропорт. Сейчас подходит к концу строительство «Крымской волны» — уникального суперсовременного международного терминала, который сможет обслуживать 3 650 пассажиров в час и 6,5 миллиона пассажиров в год.
После строительства нового терминала в Симферополе дойдет очередь до Бельбека. Это аэродром в Севастополе, который используется преимущественно в военных целях. Уже принято решение о создании в нём гражданского сектора.
Проектов множество, мы говорим лишь о самых известных. Есть еще и развитие туристической зоны, и строительство жилья, социальной инфраструктуры. Крым развивается, и все ждут этих изменений. Крым будет привлекать всё больше туристов — не только из России, но и из других стран.
— Какие проблемы сегодня есть у Крыма с точки зрения туристической привлекательности?
— Во-первых, это логистика. Как люди добираются в Крым? Самый популярный вид транспорта — самолет. В пиковый сезон цены эконом-класса туда и обратно поднимаются до 30 тысяч рублей, и это безумно дорого. С ценовой политикой нужно что-то делать. Достаточно большое количество людей, особенно с семьями, вынуждены отказываться от перелета в Крым, потому что это для них неподъемно.
Альтернатива авиасообщению — так называемый единый билет, по которому можно на поезде доехать в Анапу или Краснодар, затем на автобусе до паромной переправы в порт Кавказ, после переправы в порт Крым — снова автобус, но уже крымский, до конечной точки. Стоит дешевле, но много пересадок, могут быть очереди из отдыхающих на автобус (на пароме автобусы проходят вне очереди), возможно долгое ожидание при стыковке автобусных рейсов, и часто в Крыму крайне устаревший и некомфортный уровень автопарка.
Знаю хорошо, потому что в прошлом году решил на себе испытать все прелести такой логистики: проблему же нужно знать изнутри. Вывод — это может быть удобно для жителей соседних российских регионов (Краснодарский край, Ростовская область), но поездки издалека, если вы изначально не относитесь к этому как к новому опыту и своеобразному приключению, вряд ли будут комфортны.
Наконец, остается личный автотранспорт с проблемой паромной переправы. Проблема эта — большие очереди на паром и зависимость от метеоусловий (последнее относится и к «единому билету»). Надо отдать должное — паромная переправа в последнее время вопрос с очередями в значительной мере решила: можно заранее купить электронный билет и найти то временное окно, когда можно комфортно попасть на паром. По мне, такой способ добираться в Крым самый комфортный, но далеко не все его себе могут позволить. Да и свои ограничения здесь тоже есть.
Второй сдерживающий фактор — состояние рекреационной инфраструктуры в Крыму. Если брать крымские здравницы, то здесь они проигрывают тем же краснодарским пансионатам. А тот, кто предпочитает пляжный отдых по системе «всё включено», скорее будет смотреть в сторону Турции.
Тем более что третий сдерживающий фактор, ценовой, тоже будет работать для многих не в пользу Крыма. Если мы посмотрим, сколько стоит отдых в Крыму достаточно комфортного уровня, то окажется, что он равен по ценнику аналогичному отдыху на достаточно популярных курортах того же Кипра, а иногда и дороже его. Об этих моментах не нужно молчать, о них нужно говорить, потому что всё это требует своего решения.
Но в Крыму есть то, что, несмотря на имеющиеся пока проблемы, бесспорно, привлекает граждан России, да и не только России. Это уникальность Крыма как региона: здесь отдых не ограничивается отелем, где ты живешь. Каждое место по-своему уникально.
Это уникальная крымская природа, это уникальная крымская история. Это не просто летний морской отдых, а еще и возможность просвещения, возможность путешествий, познание нового и приобщение к нашей уникальной истории, которая испокон веков связана с Крымом.
В этом отношении отдых в Крыму — это отдых для патриотов. Причем это естественный, непридуманный патриотизм. Он проявляется, кстати, сейчас и в том, что, делая выбор между зарубежным отдыхом и Крымом, конкретный гражданин выбирает Крым, несмотря на те, уверен, временные сдерживающие факторы, о которых мы говорили выше. Потому что уникальность Крыма и Севастополя перекрывает всё.
— Есть ли у России стратегия развития Крыма и в чём она выражена: сделать из него дипплощадку, развивать в рамках туристического кластера или в игорную зону превратить?
— Сейчас, как говорилось, действует федеральная целевая программа по развитию Крыма с 2014‑го по 2020 год. Она призвана интегрировать два новых субъекта Федерации в российское пространство. Это предполагает развитие тех проектов, о которых было сказано выше.
Игровая зона — тема локальная и далеко не самая важная. Понятное дело, что игровая зона тоже даст толчок развитию инфраструктуры Крыма как туристско-рекреационного кластера.
Когда мы говорим «Крым», мы сразу вспоминаем море, солнце, уникальную природу и историю. Это и есть визитная карточка Крыма. Но бесспорно и то, что Крым — это еще и сельское хозяйство. Крымское виноделие и крымские фрукты, овощи — тоже важнейшие бренды полуострова. Тем более что крымское виноделие непосредственно связано с туризмом.
Крым — это и Ялтинская конференция, это геополитический бренд России. Мне очень нравится определение Крыма как «геополитического солнечного сплетения Евразии». Это точка, с которой связано очень много символов, которая несет очень важную геополитическую миссию. С этой точки зрения Крым всегда будет обращен вовне. Он будет связан с геополитической миссией России, и поэтому он просто обязан стать дипломатической площадкой.
Очень популярна идея того, что Крым — это реализация «русской мечты». Мечты о возвращении в состав России, о возвращении на родину.
Президент России Владимир Путин в своей Крымской речи говорил, что русский народ стал одним из самых больших разделенных народов мира. Это пример того, как бесконфликтно, путем личного свободного выбора люди преодолели это разделение. Для очень многих русских, оставшихся за пределами России, в том числе из-за распада единого государства, это реализация их мечты. Эту очень важную тему нужно по-умному пропагандировать и целенаправленно развивать.
Бесспорно, с точки зрения стратегии и геополитики Крым всегда будет стратегическим форпостом России и Русского мира. Эта миссия связана с Черноморским флотом, который базируется в Севастополе, является его душой и смыслом. Корабли Черноморского флота не случайно каждый день проходят мимо купели святого Владимира в Херсонесе.
Первая часть интервью:
«Что дальше? Да хоть камни с неба! Мы — на Родине!»: как поменялся Крым за последние четыре года
Продолжение следует...