С широко закрытыми глазами: Эстония как образец для «правильных русских»
Александр Носович
После ареста и выдворения итальянского политика и писателя Джульетто Кьезы право Эстонии называться европейской страной сильно пошатнулось, но только не для либеральной российской тусовки. Ради участия в информационной войне против «путинской России» с территории Прибалтики оппозиционеры из российских СМИ готовы «не знать» и не хотеть знать о существовании у эстонских и других прибалтийских союзников неграждан, языковой полиции и практики по зачислению людей в «пятую колонну» по этническому признаку.
В начале декабря в Таллине под патронажем президента Эстонии прошла конференция «Достоинство в контексте прав человека». Особое внимание на конференции было уделено правам человека в России: в работе секции с безапелляционным названием «Вызовы России: закрытие свободных СМИ и независимых организаций» приняли участие главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, директор службы новостей телеканала «Дождь» Мария Макеева, публицист, в прошлом знаменитый музыкальный критик Артемий Троицкий и бывший главред портала «Lenta.ru», ныне - главред проекта «Meduza» Галина Тимченко. Двое последних уже обосновались в Прибалтике: «Meduza» вещает из Латвии, а Троицкий переселился в Эстонию.
В работе ежегодных конференций, которые проводит Институт прав человека в Таллине, да и в существовании этого Института под патронажем президента Ильвеса всегда чувствовался некоторый диссонанс.
Рассказывать о нарушениях прав человека в Эстонии — это примерно как рассказывать в гитлеровской Германии об антисемитизме.
Страна, политический режим которой не только русскоязычная «пятая колонна», но и ведущие западные политологи определяют как этнократию (в более мягкой форме - как этническую демократию), для торжества которой около трети населения в начале 90-х годов были лишены гражданства и поражены в правах. Страна, в которой неэстонцев в органах государственного управления не больше 5% при доле только русскоязычных более 25% населения. Страна, в которой действует Keeleinspektsioon — языковая инспекция, наделённая правом врываться не только в государственные, но и в частные коммерческие организации с внеплановыми проверками знания эстонского языка, выписывать штрафы и отбирать лицензии. Страна, в которой Охранная полиция Kaitsepolitseiamet (КаПо) занимается подавлением организаций гражданского общества, левых и левоцентристских политических сил, а также выпускает свои знаменитые ежегодники, пофамильно перечисляющие эстонскую «пятую колонну», работающие на дискредитацию оппонентов правящей коалиции и усугубляющие паранойю национально озабоченной части эстонского общества.
Рассказывать в подобной стране о «кровавом режиме» и проблемах прав человека на конференции, организованной при содействии эстонского президента, — это либо фарисейство, если правда об Эстонии участникам известна, либо некомпетентность, если они всерьёз считают Эстонию прогрессивной демократической страной.
Кстати, уже после запретов на въезд российских экспертов, ареста и депортации Джульетто Кьезы наш портал пытался обратиться к главреду «Новой газеты» Дмитрию Муратову с просьбой прокомментировать эти случаи, а ещё рассказать, известно ли ему, кто такие эстонские «негры» и как происходит сегрегация населения на русских и эстонцев, но просьба, отправленная в редакцию издания, осталась без ответа.
Зато заочный ответ всем критикам своей новой родины дал музыкальный критик Артемий Троицкий, написавший пространное рассуждение о русских в Эстонии. Последних Троицкий делит на пять категорий, но, строго говоря, этих категорий только две: «правильные русские» (абсолютное меньшинство, к которому автор статьи, разумеется, относит себя со своими недавно приехавшими столичными друзьями, а также ассимилированных русских, говорящих по-эстонски) и «ватники» (они же «быдло», «совки», «оккупанты» и далее по списку — эстонские национальные публицисты за последние четверть века создали неслабую дегуманизирующую терминологию, которой могут поделиться теперь с российскими «либеральными коллегами»).
«Я вовсе не собираюсь ругать "обиженных" русских, вешать на них ярлыки лузеров или шовинистов — но понять их затрудняюсь. Совершенно искренне. Более того, русские знакомые, жившие тут всегда и знающие ситуацию не в пример лучше меня, тоже разводят руками, - пишет Артемий Троицкий. - Предполагаю, что дело тут не столько в жизненных обстоятельствах, сколько в ментальном устройстве людей. Ведь если интересы этнических русских в Эстонии реально ущемляются (на себе я этого пока не испытал, извините) — то за свои права надо бороться! Создать, скажем, Партию Достоевского "Униженные и Оскорблённые" и участвовать в местных выборах».
Вот в этой цитате про участие в выборах интрига и раскрывается: автор, похоже, не лицемерит и не фарисействует, то есть здесь всё же второй вариант - ограниченность.
Написать статью о русских в Эстонии и ни словом не упомянуть в ней о том, что абсолютное большинство русскоязычного населения ещё на заре государственности было лишено эстонского гражданства и права участвовать в выборах, — это надо умудриться. Можно было не писать о том, что первые несколько лет в Эстонии отсутствовал институт натурализации, и «негры» для юной республики формально и не существовали, о том, что введение натурализации для русских последовательно откладывалось ровно до тех пор, пока не был завершён процесс приватизации, в котором «негры» участвовать права не имели, о том, что Март Лаар и Леннарт Мери с начала 90-х годов строили Эстонию для эстонцев, а официальным лозунгом по отношению к русскому населению был: «Чемодан, вокзал, Россия». Это всё детали.
Но вовсе не упомянуть об институте негражданства — это верх непрофессионализма даже для пропагандистской статьи. А Троицкий этого не делает и только изумляется, почему это местные русские так обижены на эстонское государство. То ли ему знакомые за месяцы проживания в Эстонии ни разу не говорили о «неграх», то ли эта информация у него вылетела из головы за ненадобностью, то ли он в самом деле держит читателей за глупцов. Особенно если эта статья предназначена для эстонской аудитории: можно подумать, эстонская аудитория не знает, как та же КаПо десятилетиями вымарывала все русские политические проекты в Эстонии в рамках борьбы с «пятой колонной»?
Но, может, Артемий Троицкий в самом деле всего этого не знает или не хочет знать — тогда это тот случай, когда человек нашёл себе страну, масштабы которой соразмерны масштабу его личности.
Казус музыкального критика Троицкого и участие в таллинской конференции по правам человека руководителей «Новой газеты» и «Дождя» при одновременном выдворении из страны Джульетто Кьезы и академика РАН Валерия Тишкова очень чётко показывает, какой ЕБК (Единый балтийский канал) Эстония хочет создать для русских Прибалтики вместо «кремлёвской пропаганды».
Это будет ещё большая пропаганда, несравненно более зомбирующая, дезинформирующая и промывающая мозги, потому что делаться она будет под якобы либеральными и демократическими лозунгами (но при неизменном разделении людей на прогрессивное человечество и «ватников» с требованием к «ватникам» признать себя недолюдьми и начать исправляться). В том числе поэтому оппозиционные российские журналисты так облюбовали Прибалтику: если закрыть глаза на местную реальность и делать вид, что там такая прям Европа, то можно и трудоустроиться, и заработать консультациями. На информационном фронте бойцы нужны всегда!