Финляндия приостановила свое участие в проекте строительства железной дороги Rail Baltica. Утверждения эстонских руководителей, что в случае конфликта с Россией именно Финляндия вместо НАТО придет им на помощь, в таком контексте звучат особенно смехотворно. Их опровергает сама Финляндия, которая ясно дает понять, что не собирается ни кормить, ни защищать государства Прибалтики.
Координатор проекта Rail Baltica при Министерстве экономики Финляндии заявила, что Суоми переносит свое участие в строительстве железной дороги на отдаленное будущее. Кристьяна Кауниссааре подчеркнула, что Хельсинки не выходит из проекта, однако сейчас приоритет Финляндии — реализация национальных инфраструктурных проектов, а не участие в Rail Baltica с Эстонией, Латвией и Литвой.
«Поскольку речь идет о включенных в коалиционное соглашение крупных инвестициях, правительство решило, что в настоящее время Финляндия не будет присоединяться к совместному предприятию Rail Baltica», — заключила Кауниссааре.
Успокоительный тон представителя официального Хельсинки никого не может обмануть.
Откладывание участия в строительстве Rail Baltica на неопределенное время, по сути, означает, что Финляндия выходит из этого проекта, и страны Прибалтики будут строить (или делать вид, что строят) «дорогу в никуда» без финнов.
Rail Baltica строится по нынешним временам бесконечно. За те без малого четверть века, что несчастную узкоколейку все проектируют и проектируют, Китай уже 10 раз успел стать великой инфраструктурной державой.
Какой-то смысл в проекте, возможно, еще был, пока на Rail Baltica шли европейские деньги, которые можно было со вкусом «освоить». Не в смысле построить дорогу, а в смысле «распилить» между странами — участницами проекта и «закопать» в землю.
Однако финансирование инфраструктурных проектов Восточной Европы из фондов ЕС сокращается, поэтому проект Rail Baltica подвис в воздухе. И не он один. Вопрос о строительстве подводного туннеля между Хельсинки и Таллином по дну Финского залива тоже остается открытым. И тоже потому, что перспективы европейского финансирования проекта остаются в подвешенном состоянии, у Эстонии денег кот наплакал, а исключительно за свои Финляндия рыть туннель не собирается.
Поэтому Хельсинки и сворачивает участие в общих проектах с Прибалтикой.
Рог изобилия европейских дотаций, пролившийся над новыми членами Евросоюза в прошлом десятилетии, давно иссяк, свой кусок от брюссельских бюджетов для «Новой Европы» Хельсинки уже не получит и теперь боится, что привыкшие к паразитированию южные соседи попытаются вместо брюссельского иждивения подсесть на финское.
У Суоми есть основания для таких нехороших подозрений. Практически одновременно с решением Хельсинки выйти из Rail Baltica (хорошо-хорошо — «перенести участие») министр внутренних дел Эстонии Март Хельме озвучил свой сенсационный «план Б». Если НАТО струсит и откажется приходить на помощь эстонцам в борьбе с «российской агрессией», спасать эстонцев от оккупации Путиным будет нейтральный северный брат.
«У НАТО в прошлом были свои кризисы, и сейчас блок точно в кризисе, и мы не знаем, как Альянс из него выйдет, — заявил Хельме. — Поэтому Эстония должна потрудиться, чтобы наладить партнерство с определенными странами». И заключил, что «всегда есть Финляндия». Она — эстонский «план Б» в плане безопасности. Финляндии важна независимая Эстония, чтобы не допустить возрождения Российской империи, поэтому вот: не хотите Российскую империю — будете спасать нас от русских танков.
Судя по всему, финны несколько ошалели, оценив масштаб выдвигаемых им «предъяв». Значит, если весь Североатлантический альянс с США и другими ядерными державами в составе откажется воевать с Россией из-за Эстонии, войну должна объявлять 5-миллионная Финляндия?!
«Младшим братьям» в Таллин незамедлительно полетел официальный ответ из Хельсинки: никаким «планом Б» мы вам быть не собираемся. Вы входите в НАТО? Пусть оно вас и защищает.
«У Финляндии есть свои планы, у Эстонии свои, увязанные с оборонной стратегией НАТО», — заявил канцлер министерства обороны Финляндии Янне Куусела.
Чиновник недвусмысленно дал понять, что Финляндия брать Эстонию под военную защиту не хочет, и эстонского министра из Хельсинки за язык никто не тянул. «Как я понимаю, это собственный план Эстонии. К нам никто не обращался, и мы никак с этим не связаны», — сказал Куусела.
Такая реакция очень похожа на заявление финского правительства по Rail Baltica. Там финская правительственная чиновница говорит, что Финляндии сейчас важнее национальные инфраструктурные проекты, а не железная дорога со странами Балтии в рамках общей программы Евросоюза. И здесь финский правительственный чиновник говорит, что у нейтральной Финляндии свои планы по обеспечению национальной безопасности, у входящей в НАТО Эстонии — свои.
В обоих случаях национальные интересы и вообще национальное ставится выше солидарности с южными соседями в рамках каких-то общих интеграционных проектов.
Финляндия откровенно отворачивается от Прибалтики как в геоэкономике, так и в геополитике.
Финская история — частный случай перехода к «Европе двух скоростей», в рамках которого богатые страны — доноры Западной и Северной Европы сосредотачиваются на собственном развитии в ущерб поддержке дотационных стран Восточной Европы. Этот подход применяется не только в политике Брюсселя, которую определяют страны-доноры, но и в отношениях между отдельными европейскими странами центра и периферии ЕС.
Финляндия — такой же осколок Российской империи, как и Прибалтика, однако эстонское напоминание об этом не встретило в Хельсинки одобрения. В качестве бывшей национальной окраины России эту страну сегодня воспринимают только великорусские шовинисты и министр внутренних дел Эстонии. Для прочих Суоми — успешная скандинавская страна, которая входит в элитный клуб самых экономически и социально развитых государств мира. Она перечисляет в бюджет ЕС больше, чем получает оттуда, и организует встречи президентов России и США.
Прибалтийские республики тридцать лет назад в годы борьбы за выход из состава СССР смотрели на Финляндию и были уверены, что без «проклятых оккупантов» заживут как финны, а в итоге отстают от них в развитии даже больше, чем в Советском Союзе.
Сегодня Прибалтика — депрессивная двойная периферия Запада и России. Литва, Латвия и Эстония — двойной балласт НАТО и ЕС, и другие вынуждены думать, как защитить и как накормить эти страны. Почему у этих стран не получилось даже близко подойти к Финляндии — тема отдельной статьи. Таких статей на этом сайте было написано уже много.
Здесь важен факт: Прибалтике не удалось подняться на уровень развития Финляндии. И Хельсинки ясно дает понять этим странам, что они сами творцы своего счастья. Суоми же, со своей стороны, не собирается Прибалтику ни кормить, ни защищать.