Может ли кандидат от Юго-Востока стать президентом Украины?
Валерий Иванчик
До выборов президента Украины осталось менее пяти месяцев, а потому для политических сил пришло время определяться с кандидатами на должность главы государства. Выборы обещают быть крайне конкурентными, поскольку уже более тридцати политиков объявили о президентских амбициях. Долгое время после свержения Виктора Януковича и краха «Партии регионов» на юго-востоке Украины существовала политическая пустота, но социологические исследования последнего времени свидетельствуют о том, что кандидат от этого макрорегиона может достойно выступить на президентских выборах в марте-апреле 2019 года. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил рассмотреть, каковы шансы Юрия Бойко на выборах президента Украины, о выдвижении коего было объявлено на прошлой неделе.
Юрий Бойко, народный депутат Украины, министр энергетики и вице-премьер-министр в правительстве Азарова-Януковича, был наиболее ожидаемым кандидатом в президенты от юго-востока Украины, располагаясь, согласно данным различных социологических компаний, в диапазоне третьего-седьмого места в списке наиболее рейтинговых претендентов на пост главы государства. 16 ноября стало известно, что кандидатура Бойко выдвинута в президенты от «Оппозиционной платформы — За жизнь».
Это объединение было создано в ноябре как альянс партии «За жизнь» и части «Оппозиционного блока», ориентированного на Юрия Бойко и Сергея Левочкина. Идеологом объединительных процессов выступил Виктор Медведчук, который с начала нового политического сезона дал украинским и иностранным СМИ (The Independent, Le Monde) несколько программных интервью, где очертил принципы объединения оппозиционных сил «немайданной» направленности:
— установление мира на Донбассе политико-дипломатическим путем (в том числе благодаря предоставлению региону автономии);
— возобновление кооперационных связей с Россией для восстановления экономики;
— отказ от курса на НАТО и закрепление внеблокового статуса государства.
Участие Медведчука в объединительных процессах позволило создать «Оппозиционную платформу — За жизнь» и снять противоречия, существовавшие между главой партии «За жизнь» Вадимом Рабиновичем и Юрием Бойко, конкурировавшими между собой на одном электоральном поле.
Таким образом, Рабинович отказался от выдвижения на президентский пост, поддержав кандидатуру Бойко.
Потенциальная электоральная база Бойко составляет около 30–35% от всех избирателей Украины, проживающих на подконтрольных Киеву территориях. Успехом для Бойко и выдвинувшей его «Оппозиционной платформы — За жизнь» уже будет считаться выход во второй тур президентских выборов, что создаст хороший задел для участия в выборах парламента, которые фактически станут третьим туром выборов главы государства.
Отсутствие в электоральном поле Украины Крыма и Донбасса несколько компенсируется тем, что темпы трудовой миграции и эмиграции из западных и центральных областей Украины более высокие, чем из южных и восточных.
В пользу Бойко говорит наиболее высокий рейтинг на юго-востоке Украины, подкрепленный существенными медийными и финансовыми возможностями политсил, входящих в «Оппозиционную платформу — За жизнь». Бойко уже давно начал медийную кампанию, его агитационный видеоролик был показан в том числе в перерыве финального матча ЧМ-2018 по футболу на телеканале «Интер», который посмотрели 19 млн человек. У партии «За жизнь» и ориентированной на Бойко и Левочкина части «Оппозиционного блока» имеются разветвленные структуры в регионах, позволяющие эффективно провести агитационную кампанию.
Украинская политика всегда отличалась высокой концентрацией политиков, склонных к эпатажу, громогласным заявлениям, популизму, что позволяет им набирать бонусные очки. Бойко в этот формат не вписывается, поскольку он производственник, а не уличный трибун, и уж точно он не клоун и не шоумен. Поэтому некоторым избирателям, привыкшим к шоу-бизнесовому формату украинской политики, где известными политиками являются фрики вроде Олега Ляшко, такие характеристики могут показаться «минусом».
Вместе с тем Бойко не будет единолично претендовать на электорат Юго-Востока и других частей Украины, не поддержавших Майдан. Интрига заключается в том, поддержит ли кандидатуру Бойко часть «Оппозиционного блока», ориентированного на Рината Ахметова.
С рациональной точки зрения, данной части «Оппоблока» стоит поддержать кандидатуру Бойко, поскольку если она выставит своего кандидата в президенты, то это приведет к размыванию голосов, в результате чего перспективы выхода во второй тур выборов как Бойко, так и кандидата от ахметовского крыла «Оппозиционного блока» будут туманными.
Ответ на вопрос, выставит ли своего представителя эта часть «Оппоблока» или же в конечном итоге согласится с тем, что не нужно дополнительно дробить электоральное поле, будет известен примерно через месяц-полтора.
Бороться за свою часть электорального пирога на юго-востоке страны также будут Сергей Тарута, Евгений Мураев, Виктор Бондарь и даже Юлия Тимошенко — они способны «откусить» в общей сложности примерно пятую часть голосов, на которые может претендовать Бойко. А ведь есть еще юморист Владимир Зеленский, уроженец Днепропетровской области, который в случае выдвижения на президентский пост будет также рассчитывать на голоса Юго-Востока, особенно молодежи. Этот же тезис относится и к музыканту Святославу Вакарчуку, хотя его поход на президентские выборы покамест находится под большим вопросом.
Наконец, любому кандидату необходимо обладать четкой стратегией защиты результатов выборов. Мало собрать требуемое число голосов, нужно еще добиться объективного подсчета оных и беспристрастного объявления результатов.
В этом аспекте имеется очевидное преимущество у команды действующего президента Петра Порошенко, чьи шансы, несмотря на далеко не лучшие рейтинги, ставящие под сомнение возможность его выхода во второй тур, категорически нельзя обнулять.
Избирательная кампания, чей официальный старт будет дан аккурат к Новому году, будет, вероятнее всего, одной из наиболее непредсказуемых за годы независимости Украины. Тем более что Вашингтон и Брюссель дистанцировались от избирательной кампании и не оказывают ни одному из кандидатов в президенты знаков поддержки.
Вот только с выборами президента электоральный цикл не завершится — любому новоизбранному главе государства жизненно необходимо будет формировать лояльный парламент, без чего он попросту не сможет реализовывать предвыборную программу.