Политика Политика

Белорусский политик: мы с Россией никогда не предавали друг друга

В преддверии брюссельского саммита «Восточного партнерства» в Калининграде прошло заседание дискуссионного клуба БФУ им. Канта и аналитического портала RuBaltic.Ru на тему «Перспективы развития отношений России и Беларуси с Евросоюзом». Гостем встречи стал первый заместитель председателя Либерально-демократической партии Республики Беларусь Олег ГАЙДУКЕВИЧ. В интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru политик рассказал о приоритетах белорусской внешней политики и роли Беларуси в налаживании отношений между Россией и странами ЕС.

— Г‑н Гайдукевич, сейчас широко обсуждается вопрос, поедет ли президент Лукашенко в Брюссель на саммит «Восточного партнерства», который состоится 24 ноября. На Ваш взгляд, насколько эта тема важна?

— Эта тема стоит обсуждения. Несколько дней назад я был участником Минского форума. В нём принимали участие, наверное, все белорусские политики; впервые приехал руководитель внешнеполитического ведомства Германии. И там вопрос участия президента Беларуси в саммите «Восточного партнерства» очень активно обсуждался.

У меня сложилось впечатление, что участие Лукашенко в этом саммите важнее для Европейского союза, чем для белорусского президента. Из уст всех европейских чиновников звучало, что они очень хотели бы видеть Лукашенко на саммите.
Александр Лукашенко

Я убежден, что Беларуси надо развивать отношения с Европейским союзом. И политические отношения, и экономические. Это выгодно для Беларуси, выгодно для России.
Беларусь находится между Европой и Россией. Нам крайне важно иметь хорошие контакты с каждой из сторон. При этом мы члены Союзного государства с Россией и члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Я убежден также в том, что отношения Европейского союза с Россией будут улучшаться. Я объехал всю Европу. Там все хотят нормальных отношений с Россией: простые люди, бизнесмены, многие политики.

После последних выборов политический ландшафт в Европе изменился. В Австрии впервые за долгие годы «Австрийская партия свободы» вошла в правительство и будет в правящей коалиции. Партия «Альтернатива для Германии» вошла в германский парламент. Да, они в оппозиции, но тоже будут влиять на политику Европейского союза.

Правящие политические силы в странах ЕС теперь будут вынуждены прислушиваться к новым аргументам, если хотят быть избранными в будущем.

Европе выгодно выстраивать взаимоотношения с ЕАЭС, потому что это огромный рынок. Также ЕС заинтересован в крепких экономических связях с Россией, Беларусью и Казахстаном. И Беларусь постоянно говорит об этом.

Беларусь — это страна, которая может стать мостом между Европой и Россией, как диалоговая площадка, которая находится в форпосте этих взаимоотношений.
Беларусь — это страна, которая может стать мостом между Европой и Россией

Белорусский президент и политики Беларуси прекрасно понимают, что эти взаимоотношения должны отвечать национальным интересам страны. 

Мы никогда не говорили, что стремимся в Европейский союз. Наш главный союзник и основной торгово-экономический партнер — Российская Федерация. Когда нас упрекают некоторые наши российские коллеги в том, что мы заигрываем с Европой и начинаем вести «двойную игру», — это неправда.

То, что мы делаем, выгодно Российской Федерации. Сильная экономически и политически Беларусь, у которой есть хорошие взаимоотношения с ЕС, выгодна России. Потому что России нужны сильные союзники.

Что касается участия президента Беларуси в саммите в Брюсселе, я считаю, что Лукашенко сам будет принимать решение. Я вижу, что он сегодня очень нужен европейским политикам.

Россия не должна бояться проекта «Восточное партнерство». Никакой угрозы для белорусско-российских отношений он не несет. Я считаю, что Москва должна поддерживать дипломатические усилия Минска на европейском векторе.

— Перед Рижским саммитом «Восточного партнерства» вокруг потенциального визита президента Беларуси была схожая ситуация. Тогда Лукашенко сказал, что «Восточное партнерство» — это подписывать антироссийские декларации, «дубасить» Россию вместо того, чтобы договариваться. И не поехал… Отправил руководителя МИД Владимира Макея. За эти два года что-то поменялось в программе «Восточное партнерство»?

 Рижский саммит  «Восточного партнерства», 2015 год

— Беларусь всегда поддерживала на международной арене Российскую Федерацию. За годы нашего сотрудничества никто не может упрекнуть Беларусь в предательстве России. Мы можем спорить. Это нормально, когда братские народы, братские страны спорят, решают какие-то вопросы. Но мы никогда не предавали друг друга. 

Отношения Беларуси и ЕС улучшаются, потому что Европа меняется.

После начала событий на Украине всё поменялось. Вопросы безопасности вышли на первый план. А Беларусь является донором безопасности в регионе, единственной страной на постсоветском пространстве, которая не допустила у себя на территории конфликтов на национальной, религиозной почве и сильных внутренних волнений. У нас спокойная страна, и это все видят.

Мы видим, как стали шуметь по голосованию Беларуси в ООН против украинской резолюции о ситуации с правами человека в Крыму. Но мы никогда не меняли свою позицию.

Если бы не было Минских соглашений и минской площадки, неизвестно, как бы сложилась ситуация на Украине. И альтернативы «минскому формату» на данный момент не существует — только война.

России выгодно, что Беларусь занимает такую позицию по украинским событиям. Мы — донор мира для этого региона. Я уверен, что в России хотят, чтобы война быстрее закончилась.

Не из-за любви, а из-за изменения ситуации в Европе и геополитической обстановки после 2014 года. Европа стала ценить безопасность, и она понимает, что усилия Минска по обеспечению региональной безопасности очень важны для всей Европы, а попытки мягкого втягивания Беларуси в какие-то процессы всё равно будут продолжаться.

Я верю в идею «интеграции интеграций», в сопряжение ЕС и ЕАЭС. И в этом процессе большая роль будет у Беларуси, как у независимой суверенной страны, которая соединяет Запад и Восток экономически и политически.

— Самостоятельна ли Европа, чтобы действовать в собственных интересах? Для Литвы, например, очевидно выгодно экономическое сотрудничество с Россией и Беларусью, но власти страны последовательно его обрывают. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в других странах Евросоюза. Получится ли выстроить нормальные отношения с Европой, если лидеры европейских стран живут от звонка до звонка из Госдепартамента США?

— Если европейские лидеры не будут слушать свой народ, то у них будут проблемы. И мы это видим по тем выборам, которые прошли сейчас в странах Евросоюза.

Я согласен с тем, что Литва не всегда проводит политику, которая направлена на защиту ее национальных интересов. Мы все видели, как была «поднята волна» по поводу строительства БелАЭС. На протяжении многих лет в Литве мечтали построить свою атомную электростанцию, и это соответствовало их национальным интересам. Но они не смогли защитить эти интересы в Евросоюзе: не хватило политической воли, экономических и дипломатических возможностей.

БелАЭС вызывает определенную зависть с литовской стороны к Беларуси, которая смогла построить то, что Литва не смогла.
Строительство БелАЭС

Дошло до того, что в парламенте Литвы принимают решение о том, что строительство атомной электростанции несет угрозу национальным интересам Литвы. Позиция Беларуси в этом вопросе следующая: мы хотим выстраивать с Литвой нормальные отношения, потому что она — наш сосед. Мы говорим: «Уважаемые коллеги! Вы — наши соседи. Приходите и стройте вместе с нами атомную электростанцию. Давайте подумаем вместе, как ее эксплуатировать».

Беларусь ведет себя в этом вопросе абсолютно правильно.

Я убежден в том, что в интересах Литвы иметь нормальные взаимоотношения с Беларусью и Россией. Придет время, когда они начнут это понимать. Мы же, со своей стороны, не должны остро реагировать на риторику литовских коллег. Мы должны, как сильные соседи, ответить: «Мы вас услышали. Мы всегда готовы вам помочь». Россия так себя и ведет. И Беларусь тоже.

Наша задача выстраивать нормальные экономические отношения между Россией и Беларусью, чтобы показать Литве и другим соседям, что наша интеграция — это выгодно в экономическом плане. Необходимо показать, что наши граждане живут лучше.

Очень сильно различается то, что слышишь из уст политиков, и то, что говорят простые люди. И в Литве, и в Латвии все люди, с которыми я общался, хотят нормальных отношений с Беларусью и Россией. Они с надеждой смотрят на рынок ЕАЭС, стремятся экспортировать туда товары и реализовывать бизнес-возможности.

— В польских СМИ недавно появился материал о спонсировании Польшей белорусской оппозиции. Известно также, что Литва помогала белорусским националистам, а западные соседи участвовали в подготовке уличных беспорядков в Минске. Вам не кажется, что, вступая в переговорный процесс со странами Запада, Беларусь садится за стол с шулерами?

Акция белорусской оппозиции. Минск, 15 марта 2017 года

— В Беларуси это прекрасно понимают. В стране много раз пытались дестабилизировать политическую ситуацию: после выборов и до выборов. Вы знаете, сколько лет Беларусь прожила под санкциями? Дольше, чем Россия. У нас их приостановили всего лишь несколько лет назад.

Проблема наших западных коллег, которые пытаются финансировать оппозицию и влиять на внутреннюю ситуацию в стране, заключается в том, что в Беларуси президент, компетентные органы, политическая элита, депутаты и правительство понимают, кто и в какую игру хочет с нами сыграть.

Мы всё это видим и никогда не допустим беспорядков в стране. У нас хватит сил и возможностей не допустить того, что произошло в других странах из-за вмешательства во внутригосударственные дела внешних сил. Но мы будем продолжать общаться с европейскими коллегами, потому что это выгодно Беларуси и России.

За последние несколько лет в Европе поменялась риторика в отношении России. Мы пока не видим радикальных шагов по улучшению взаимоотношений, но ситуация поменялась.

Во-первых, выросло количество европейских политиков, которые в открытую говорят о том, что их странам невыгодны плохие взаимоотношения с Российской Федераций. Во-вторых, после ухудшения экономических контактов с Россией, после введения контрсанкций Европа страдает. Европейскому бизнесу это невыгодно.

Беларусь видит свою роль в том, чтобы налаживать взаимоотношения между Европейским союзом и ЕАЭС. При этом мы никогда не допустим втягивания нас в какую-либо игру. Но нужно общаться: ездить на саммит «Восточного партнерства», приглашать западных коллег в Минск, участвовать в переговорах.

Я понимаю беспокойство российских коллег. Они переживают о том, что Беларусь куда-то втянут и оторвут от Союзного государства и ЕАЭС. Это невозможно, потому что союз с Россией и ЕАЭС — это белорусские национальные интересы.

Возьмем военное сотрудничество. Сколько шуму было по поводу учений «Запад‑2017»? Но эти учения показали, что Беларусь — надежный военный союзник. Мы выполняем все обязательства.

— Проблема в том, что европейские коллеги ставят условием стратегического сотрудничества с Беларусью разрыв отношений с Россией…

— Мы никогда на это не пойдем. Никогда Беларусь не пойдет на это. Никогда. Это невозможно. Президент Лукашенко — последовательный сторонник интеграции Беларуси и России. Он говорил об интеграции и Союзном государстве еще тогда, когда об этом не говорили в России.

На Минском форуме выступал министр иностранных дел Владимир Макей. Он сказал, что

Беларусь выстраивает свои отношения с Европейским союзом не в ущерб Российской Федерации или кому-либо еще. Мы делаем то, что выгодно Беларуси, при этом прекрасно понимаем свои союзнические обязательства и обязательства международные, которые у нас тоже есть.

Владимир Макей