Американский хозяин заявил свои права на Восточную Европу
Александр Носович
Помощник госсекретаря США по Европе и Евразии Уэсс Митчелл обозначил принципы новой политики США в Центральной и Восточной Европе. Вашингтон требует от своих сателлитов безоговорочного подчинения и следования стратегическим интересам США в Европе. Восточноевропейские страны не должны помогать конкурентам Америки на международной арене, к которым Госдепартамент относит не только Россию, но и Китай. Ультиматум Вашингтона означает, что странам Прибалтики и другим сателлитам США в Восточной Европе пора распрощаться с надеждой на проект «Нового шелкового пути» и другие китайские инвестиции.
Перед США стоит задача «укрепить Запад, чтобы противостоять растущему влиянию соперников», — сказал
Укрепление внутренней дисциплины в рядах Запада в условиях сокращающегося влияния на мировом уровне — лейтмотив американской внешней политики в последние годы.
Глобальное доминирование уходит от Америки. Однополярный мир не состоялся, глобализация привела к размыванию американского мирового господства, в мире растет число стран, которые игнорируют окрики «глобального полицейского». Формируются новые центры силы, создаются не производные от Запада интеграционные объединения. Россия выходит на военный, а Китай — на экономический паритет с Соединенными Штатами, и Pax Americana осыпается на глазах.
В этих условиях задача-минимум американской администрации — удержать в подчинении если не весь мир, то хотя бы союзников. Такие институты интеграции Запада, как НАТО, превращаются в инструменты выполнения этой задачи. Это орудия давления и шантажа, призванные отбить у союзников любые поползновения к самостоятельности и заставить развиваться исключительно в русле национальных интересов Америки.
К этому и сводится речь Уэсса Митчелла о Центральной и Восточной Европе.
Американский хозяин заявляет свои исключительные права на доставшийся ему по итогам холодной войны «трофей» — страны бывшего восточного блока, и предупреждает и сами эти страны, и всех, кто имеет на них какие-то виды, что не допустит в них чьего-либо еще политического или экономического присутствия.
Мое добро не замай — говорит Америка. Даже если Америке это добро не очень-то нужно, оно — американская собственность, на которую никому не положено покушаться.
На протяжении долгого времени Запад не воспринимал конкуренцию в Восточной Европе; о пренебрежительном отношении американцев к этому региону упомянул помощник госсекретаря США по Европе и Евразии. К слову говоря, пренебрежение никуда не делось. В выступлении Митчелла перед сотрудниками Атлантического совета нет ни слова о том, что Восточная Европа — наш стратегический приоритет и особо важный регион для американской администрации.
О месте восточных окраин НАТО в иерархии международных приоритетов США красноречиво говорит тот факт, что Уэсс Митчелл перечислил в ряду региональных союзников США Грузию, Украину и… Беларусь, этот «бастион, защищающий от российского неоимпериализма».
Смелая характеристика для единственной страны в Европе, из которой выгнали американского посла и про которую аналитики того же Атлантического совета пишут «страшилки» о том, что Беларусь — это плацдарм для российского вторжения в Польшу, Прибалтику и на Украину. Объяснить, как Беларусь затесалась среди американских союзников, можно только тем, что помощник госсекретаря по Европе и Евразии или те, кто писал для него речь о Восточной Европе, просто оглядывались на висящую слева от рабочего стола в офисе политическую карту мира и тупо выписывали названия всех стран по западному периметру российской границы.
Такое наплевательское по факту отношение вашингтонского истеблишмента к «новым европейцам» не несет последним ничего хорошего.
«Старший брат» не будет входить в их положение, не будет принимать во внимание особые обстоятельства, не будет вникать в тонкости, нюансы и специфику своих восточноевропейских союзников — он будет требовать от них безоговорочного подчинения и следования стратегическим интересам США, даже если они противоречат их собственным национальным интересам.
США ожидают, что страны, которым помогает Америка, не будут «попустительствовать соперникам», сказал Уэсс Митчелл. Единство рядов Запада — задача, актуальная прежде всего на «дальних рубежах», в странах Центральной и Восточной Европы, которым грозит «политическое и экономическое проникновение» во внутренние дела, что может расколоть НАТО.
«Мы не признаем территориальную агрессию России против соседней Украины, и мы не приемлем хищнического давления Китая через кредиты Центральной и Восточной Европе», — провозгласил помощник госсекретаря США по Европе и Евразии.
С Россией все понятно и для Восточной Европы в высшей степени привычно и комфортно. Ее «имперские амбиции» по-прежнему надлежит «сдерживать», только теперь платить за это «восточному флангу» НАТО никто не будет. Наоборот, платить будут Прибалтика, Польша и прочие, кому надлежит подавать пример западным европейцам, как надо планомерно повышать расходы на оборону и дисциплинированно покупать продукцию американского ВПК.
Куда интереснее то, что не реже России в «программной» речи сотрудника Госдепартамента указывается Китай.
Призыв не «попустительствовать соперникам Америки», осуждение китайских кредитов и «экономического проникновения» в Центральную и Восточную Европу означают запрет Вашингтона на участие сателлитов в «Новом шелковом пути» и других китайских инвестиционных проектах в Евразии.
RuBaltic.Ru уже писал
Американцы рано или поздно запретили бы своим сателлитам участие в «Новом шелковом пути», потому что у них к этому проекту идиосинкразия. Для Белого дома, Конгресса и Госдепартамента «Новый шелковый путь» — это, в первую очередь, геополитический проект усиления Китая в восточном полушарии и замены американского влияния в Азии, Европе и Северной Африке китайским.
Поэтому невозможно пользоваться покровительством Вашингтона и обслуживать при этом китайский транзит. «Дядя Сэм» не станет терпеть двурушников. О миллиардных инвестициях из Китая можно забыть.
Есть, конечно, вариант объявить себя независимыми суверенными государствами, у которых тоже есть национальные интересы и которые не обязаны плясать под американскую дудку.
Способны ли на это страны, для которых Америка вырастила политический класс, взяла под контроль спецслужбы и накрыла своим «зонтиком безопасности», каковой в любой момент можно использовать не для защиты союзника, а для силового давления на него? С одной стороны, в политике все возможно. С другой стороны, для Восточной Европы такой сценарий — это просто фантастика.