Евродепутаты продолжают беспрепятственно посещать Крым и Донбасс, Киев бессилен остановить их. Порошенко просит главу Европарламента Антонио Таяни обуздать коллег и наконец-то найти способ запретить депутатам нарушать украинские законы. Но подобные вояжи по-прежнему проходят безнаказанно. Европарламент дежурно заявляет, что отдельные депутаты отправляются в Крым исключительно в личном качестве, после чего не менее дежурно рапортует об уважении к суверенитету и территориальной целостности Украины.
Держать и не пускать
Беседа Порошенко с Таяни состоялась 17 мая в Страсбурге — украинский лидер прибыл засвидетельствовать финальную стадию либерализации визового режима. По сообщениям пресс-службы, Порошенко просил
Президент Украины Петр Порошенко и президент Европарламента Антонио Таяни
С точки зрения украинских властей, Крым — временно оккупированная территория. Для ее легального посещения необходимо специальное разрешение, а въезжать надо через КПП, контролируемые украинской стороной, то есть только по суше, с севера.
Нарушителям грозит административная и уголовная ответственность. Аналогичные правила распространяются на посещение ДНР и ЛНР, в украинской терминологии — «Отдельных районов Донецкой и Луганской областей», или ОРДЛО. Разрешит ли Киев иностранцам поехать в Крым легально, неизвестно. Таких прецедентов не было. Иностранные делегации даже не думают запрашивать разрешение Киева.
Зато известны обратные казусы: к примеру, в 2016 году Украина отказалась
Поток гостей
Скандалы с посещением членами Европарламента непризнанных и частично признанных государств, а также территорий, считающихся оккупированными, происходили и до украинского кризиса. Так, Марокко отказывалось пускать делегацию ЕП в Западную Сахару. В 2010 году Азербайджан громко протестовал против приезда в Нагорный Карабах евродепутата от Польши Томаша Порембы.
Будучи докладчиком по Армении, Поремба обосновывал визит необходимостью сбора информации о ситуации в регионе. В Баку его аргументы не приняли и внесли поляка в список персон нон грата вместе с восемью другими членами Европарламента, когда-либо посещавшими Карабах без предварительных консультаций с азербайджанскими властями.
День референдума в Крыму
В Крым евродепутаты начали приезжать еще до формального перехода полуострова в состав России. Венгр Бела Ковач, представляющий партию «Йоббик» («За лучшую Венгрию»), и бывший функционер Австрийской партии свободы Эдвальд Штадлер работали наблюдателями на референдуме о статусе Крыма и Севастополя 16 марта 2014 года. Политикам крайне правых взглядов составил компанию Харалампос Ангуракис из ультралевой греческой компартии. Все трое признали волеизъявление крымчан демократическим и свободным, референдум — состоявшимся.
Ангуракис назвал реакцию Евросоюза на крымские события неадекватной, а Штадлер сказал журналистам, что в ходе голосования в Крыму было больше демократии, чем во время «государственного переворота» в Киеве.
Претензий к референдуму не нашлось и у Татьяны Жданок, евродепутата от Латвии. Она не только наблюдала за голосованием, но и сравнила происходящее в Крыму с «Атмодой», национальным движением латышей. Жданок подверглась жесткой критике на родине, где заговорили о том, что поездка в «оккупированный» Крым станет концом ее политической карьеры. В частности, ее коллега по Европарламенту Артис Пабрикс сказал, что действия Жданок позорят и Латвию, и Европарламент как институт ЕС.
Татьяна Жданок
Другой евродепутат Карлис Шадурскис (ныне министр образования и науки Латвии) пожаловался на нее в прокуратуру. Особый тон возмущению латвийского истеблишмента придало следующее: Жданок заявляла, что поездку в Крым она оплачивала за счет средств, выделенных ей из бюджета Европарламента. С тех пор политик неоднократно бывала в Крыму. В частности, в феврале 2015 года она выступала на двухдневной научной конференции «Ялта‑1945».
После референдума визиты членов Европарламента не прекратились. Летом 2015 года на полуостров приехал Мирослав Рансдорф из Коммунистической партии Чехии и Моравии. Помимо встреч с крымскими чиновниками, он выступил на местном ток-шоу, сказав, что уход Крыма в Россию спровоцировала сама Украина. В Киеве посчитали, что Рансдорф дискредитирует Европарламент.
В декабре того же года в Симферополь прилетел радикальный либертарианец поляк Януш Корвин-Микке, утверждающий, что главный враг ЕС — «бандеровская Украина», а не Россия. Прокурор де-факто больше не существующей Автономной Республики Крым мгновенно инициировал против него расследование.
Хорошей площадкой для приглашения иностранцев стал запущенный три года назад Ялтинский международный экономический форум. В 2016 году его посетил однопартиец Рансдорфа Яромир Количек и Маркус Претцель из «Альтернативы для Германии», в следующем — итальянец Лоренцо Фонтана («Лига Севера») и независимый евродепутат из Румынии Лауренциу Ребега.
Гости хвалили организаторов, признавали Крым российским и призывали Евросоюз снять с России санкции.
Киев же по традиции резко осудил визиты. Посол Украины при Евросоюзе напомнил, что «незаконное» посещение Крыма — серьезное преступление.
Со временем евродепутаты проникли на Донбасс. Среди наблюдателей на референдумах 2014 года о независимости ДНР и ЛНР отметился француз Жан-Люк Шаффхаузер («Объединение темно-синих», куда входит «Национальный фронт» Марин Ле Пен). Совсем недавно в районы, контролируемые сепаратистами, отправилась итальянка Элеонора Форенца из партии «Коммунистическое возрождение». Первомай она встретила в Луганске, выложила в соцсетях фото на фоне памятника Ленину, подписав его: «Мы говорим: здравствуй, Владимир».
По словам евродепутата, на поездку ее вдохновили кадры кровавых столкновений в Одессе 2 мая 2014 года, а цель визита — солидарность с местными антифашистами и помощь им.
Еще до прибытия Форенцы в ЛНР Киев отправил письмо в Италию с просьбой задержать ее и предотвратить нарушение украинских законов. После визита украинская сторона отправила итальянским властям повторный запрос. На сей раз их настоятельно просили арестовать евродепутата и вместе с 50 антифашистами выдать Украине, где на них грозились завести уголовные дела за пособничество террористам. Итальянцы предсказуемо ответили, что, хотя правительство не согласно с действиями Форенцы, ограничивать ее свободу передвижения чиновники не имеют права.
Прорыв блокады
Вероятно, майский инцидент с Форенцей и стал последней каплей в чаше терпения Украины, после чего Порошенко решил просить Таяни надавить на депутатов. Наряду с членами Европарламента, Крым в еще большем количестве посещают депутаты национальных парламентов (последняя группа гостила на полуострове в марте), общественные деятели и известные личности от Сильвио Берлускони до экс-премьера Японии. Но именно визиты евродепутатов вызывают наибольшее раздражение украинских властей.
Несмотря на то что члены ЕП, по сути, приезжают как частные лица, они всё равно ассоциируются с Евросоюзом, когда попадают в новостные ленты. Лично ознакомившись с крымскими реалиями и убедившись, что крымчане совсем не ощущают себя оккупированными, иностранные гости делятся увиденным и услышанным с общественностью в своих странах, несут свои наблюдения в СМИ и даже вещают о них с трибуны Европарламента. Тем самым они пробивают информационную блокаду Крыма, в которой заинтересована Украина.
Запрет евродепутатам посещать полуостров — попытка не допустить проникновения в умы европейцев образа Крыма, каким его видят сами жители, а не украинские чиновники и не сбежавшие в Киев политэмигранты.
Европарламент
В очередной раз осудить «ездоков» в Крым Таяни под силу, запретить им путешествовать по «оккупированным территориям» — нет. В противном случае это будет нарушением принципа демократического парламентаризма. Евродепутаты независимы. Указывать им, как себя вести, не может ни спикер, ни родной МИД, ни даже собственное партийное начальство.
Более того, как и обычные депутаты, члены Европарламента обладают иммунитетом: ни в одной стране Евросоюза их нельзя задерживать, арестовывать, обыскивать. В исключительных обстоятельствах иммунитет могут снять (посредством сложной процедуры, требующей одобрения большинства членов ЕП), но для этого нужны веские основания, такие как подозрения в совершении преступления против собственных стран.
Осенью 2016 года по запросу венгерской прокуратуры иммунитета лишился Бела Ковач, но не за посещение Крыма, а из-за расследования более широких обвинений в шпионаже против Венгрии в пользу России.
Поэтому худшее, что пока может ожидать любителей нарушить территориальную целостность Украины, — исключение из фракции Европарламента. Это чисто символическая «кара», не влияющая на работу парламентария.
В апреле 2016 года группа «Европейские консерваторы и реформисты» за антимигрантскую риторику выгнала из своих рядов Маркуса Претцеля, что ничуть не помешало изгнаннику через пару дней объявиться в Ялте. Поэтому худшее, что можно сотворить со своенравными депутатами, — хорошенько «пропесочить» их. Но, как показывает практика, данная мера никого от визитов в Крым или на Донбасс не удерживает, поездки продолжатся.