Политика Политика

Польша решила в условиях кризиса бороться с Россией за Украину и Беларусь

Пандемия коронавируса провоцирует в Польше острый политический кризис. Оппозиция призывает перенести выборы президента на 2021 год, а правящая партия «Право и справедливость» настаивает на их проведении в следующем месяце. Чем закончится этот спор, неясно, но в разгар борьбы с коронавирусом и с политическими оппонентами власти Польши не забывают о самом главном «фронте»: премьер-министр Матеуш Моравецкий призывает оживить программу «Восточного партнерства», чтобы ее участники не вернулись в орбиту влияния России.

«Безопасные выборы являются частью плана "безопасная Польша". Если мы снизим температуру политического спора, можно будет свободно и без разногласий позаботиться о том, что является наиболее важным, то есть о здоровье и экономической безопасности поляков», — так лидер оппозиционной «Гражданской коалиции» Борис Будка аргументирует необходимость переноса выборов на май 2021 года. Еще один весомый аргумент: отсрочка дня голосования позволит ввести в стране режим чрезвычайной ситуации. В общем, поборем коронавирус, а потом будем выяснять отношения.

В пользу «плана Будки» говорит тот факт, что аналогичные решения принимаются в других странах. Президент Франции Эммануэль Макрон перенес второй тур муниципальных выборов, российский лидер Владимир Путин отсрочил дату всенародного голосования по поправкам в Конституцию, местные выборы и выборы мэров в Англии отложены до мая 2021 года.

Но правящая польская партия во главе с Ярославом Качиньским перенимать этот опыт не желает. Ее позиция — проведение выборов любой ценой и любым способом. Ради этого «Право и справедливость» протащила через Сейм свой законопроект об изменениях в избирательный кодекс, которые позволяют голосовать дистанционно (по почте).

«Если мы не выберем президента, то страна погрузится в хаос. Опасно отсутствие выборов, потому что это приведет к параличу государства. Нужны будут новые нормы, необходимые для борьбы с эпидемией и спровоцированным ей экономическим кризисом, новые решения, которые не смогут вступить в силу», — утверждает действующий президент Анджей Дуда. Казалось бы, почему он выступает против автоматического продления своих полномочий еще на год?

В свое время экс-президент Украины Петр Порошенко, пытаясь отсрочить выборы, пошел на введение в стране военного положения. А здесь и придумывать ничего не надо.

В действительности Дуда и Качиньский руководствуются исключительно рациональными соображениями. Во-первых, сейчас действующему президенту практически гарантировано переизбрание, причем с высокой долей вероятности — уже в первом туре. А какая ситуация сложится через год?

Во-вторых, любое бедствие национального масштаба способствует сплочению народа вокруг действующего лидера. Это наглядно продемонстрировала американская социология месячной давности: на волне коронавируса рейтинг Трампа подпрыгнул до рекордной отметки в 49%. Gallup отмечает, что по такому же принципу Буш-младший после трагедии 11 сентября 2011 года стал популярнее аж на 35%.

Очевидно, Анджей Дуда тоже может рассчитывать на феноменально высокий результат, если избиратели будут руководствоваться принципом «коней на переправе не меняют». К тому же жесткие ограничительные меры во время карантина — это отличная возможность слегка подкорректировать результаты выборов, если для действующей власти они по каким-то причинам окажутся неудовлетворительными.

Трудно даже предположить, какая ситуация сложится через год.

Если избиратель будет винить правящую партию и президента в неспособности преодолеть социально-экономические последствия эпидемии, то у оппозиции появится шанс побороться за высший государственный пост.

По крайней мере, есть варианты — выборы по расписанию сулят оппозиции только унизительное поражение.

Словом, «Право и справедливость» сегодня воюет на два фронта. С одной стороны напирает коронавирус, с другой — оппозиция. Не будем также забывать о перманентном конфликте Варшавы и Брюсселя, который тоже может активизироваться в любой момент (главными нарушителями спокойствия в ЕС считаются Польша и Венгрия). Для агрессивной внешнеполитической активности время явно не самое подходящее.

Но Качиньский и компания все равно не забывают, кто их главный враг: устами премьер-министра Матеуша Моравецкого правящая польская партия обратилась к Евросоюзу с призывом не проявлять медлительность в вопросах интеграции со своими восточными соседями.

«Польша в первых рядах отстаивает расширение тесного сотрудничества с такими странами, как Украина или Беларусь. Без заманчивых предложений от нас существует опасность того, что они могут обратиться к России», — утверждает Моравецкий.

О каких «заманчивых предложениях» идет речь, догадаться нетрудно. Именно Польша всегда добивалась того, чтобы участники программы «Восточного партнерства» (ВП) могли претендовать на вступление в ЕС. В мае 2008 года министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, презентуя предложения по «Восточному партнерству» совместно с главой шведского МИД Карлом Бильдтом, прямо заявил: «новые соседи» в конечном итоге имеют право стать частью «семьи» (когда пройдет усталость от последнего этапа расширения).

Мотивация польского истеблишмента ясна: европейский вектор развития у «новых соседей» был не столь популярен, как в странах той же Вишеградской группы.

В юго-восточных областях Украины и в автономной республике Крым всегда доминировали пророссийские настроения. В Молдове у власти находился президент-коммунист Владимир Воронин (публично он декларировал курс на вступление в ЕС еще задолго до появления «Восточного партнерства», но оппозиция сомневалась в искренности его европейских устремлений). Беларусь вообще де-юре находится в составе Союзного государства с Россией.

Из шести кандидатов на участие в «Восточном партнерстве» только для Грузии вопрос выбора внешнеполитических ориентиров был неактуален. Остальным нужно было дать «морковку» — перспективу членства в ЕС. Некоторые страны (Украина, Молдова) сами на этом настаивали.

К 2017 году программа «Восточного партнерства» окончательно выдохлась. И Польша не скрывает своего желания «реанимировать» ее простым и единственно возможным способом — официально заверить всех желающих, что двери в Европу для них открыты.

При этом очевидно, что вопрос расширения ЕС и раньше не стоял на повестке дня, а после эпидемии коронавируса — тем более.

Тогда зачем тот же Моравецкий снова поднимает тему «заманчивых предложений»? Это проявление глупости или цинизма?

Как бы то ни было, даже в разгар пандемии Польша продолжает смотреть на мир через призму идей Юзефа Пилсудского, который мечтал о создании единого федеративного государства Восточной Европы для защиты от российского влияния.

На тот же результат — включение Украины, Беларуси, Молдовы в зону своего влияния — польский истеблишмент работает с 1990-х годов.
В чем его нельзя упрекнуть, так это в непоследовательности. Россия может быть уверена, что даже во время апокалипсиса как минимум одна страна продолжит отбирать у нее Украину и Беларусь.
Статья доступна на других языках:
Читайте также
21 апреля 2020
Германскому государству пора подумать о выходе из Евросоюза, поскольку идея единой Европы себя не оправдала, заявил депутат от правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) Йоханнес Хубер. По его мнению, в стране необходимо провести референдум и поступить по примеру Великобритании.
21 апреля 2020
Власти Калининградской области намерены ослабить введенные из-за пандемии коронавируса ограничения. Санитарная обстановка там находится под контролем, сообщил руководитель региона Антон Алиханов президенту России Владимиру Путину во время рабочей встречи в режиме видеоконференции.
21 апреля 2020
Европа стоит перед большими вызовами, поэтому странам ЕС необходимо создать «план Маршалла» XXI века, чтобы сохранить рабочие места в условиях пандемии коронавируса. Об этом заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
21 апреля 2020
Российские власти надеются, что кризисный период в отношениях Москвы и Варшавы будет преодолен, а попытки польской стороны посеять раздор между странами прекратятся. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.