Политика Политика

Литва нарвалась на конфликт с Израилем и евреями по всему миру

Разработка законопроекта, который отрицает участие Литвы в Холокосте, вызвала возмущение еврейской общины как в Прибалтике, так и за рубежом. В Израиле пройдет митинг против скандальной законодательной инициативы, которую ранее раскритиковали глава Совета раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт и председатель Еврейской общины Литвы Фаина Куклянски. Вильнюс рискует наступить на польские грабли: если Сейм все же проголосует за закон, то Литва испортит отношения не только с Израилем, но и с Соединенными Штатами.

О том, что в литовском парламенте готовят законопроект, возлагающий всю вину за Холокост на оккупационные нацистские власти, стало известно в прошлом месяце. Информацию распространил глава комиссии Сейма по исторической памяти и борьбе за свободу слова Арунас Гумуляускас.

«Литовское государство не участвовало в Холокосте, так как оно было оккупировано. Точно так же и литовский народ не мог участвовать в Холокосте, так как был порабощен. Отдельные представители, конечно, участвовали, но этот вопрос должен решать только суд», — заявил

Гумуляускас.

Еще неизвестно, что именно будет написано в законопроекте, но он уже стал объектом нещадной критики.

Глава иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф назвал его «отвратительной попыткой оправдать соучастие Литвы в преступлениях Холокоста, которое было огромно».

Глава Еврейской общины Литвы Фаины Куклянски разочарована отсутствием реакции на разработку закона, который, по ее мнению, необходимо остановить.

«До какого уровня деградации должен опуститься профессор, председатель видной комиссии, чтобы представить парламенту такую рекомендацию?», — вопрошает председатель Ассоциации литовских евреев в Израиле Ариех Бен Ари в письме литовскому послу Лине Антанавичене. Та в ответ заверила, что рано бить тревогу: законопроект еще не зарегистрирован и тем более не принят.

Но как будет оправдываться Антанавичене, если Сейм все-таки одобрит скандальный документ?

Инициатива «председателя видной комиссии» не нашла поддержки и в ЕС. Глава Совета раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт призвал литовский парламент одуматься: «Это прямое оскорбление сотен тысяч литовских евреев, убийствам которых способствовали литовские политические и военные лидеры, а также местное литовское население. Правительство Литвы должно признать свою историю, а не пытаться игнорировать или отрицать ее».

Тем временем в Израиле Ассоциация литовских евреев инициирует митинг под зданием дипмиссии прибалтийской республики.

Причем в анонсе мероприятия использована предельно жесткая формулировка

: «Мы сделаем все возможное, чтобы немедленно положить конец предвзятому, антисемитскому законопроекту, который наносит ущерб памяти жертв Холокоста и семьям из 240 000 евреев, убитых в Литве литовцами во время Холокоста».

Конечно, возлагать всю ответственность на население прибалтийской республики дико и кощунственно.

Но чем больше литовские власти стараются обелить свою историю, тем больше евреи будут «подсвечивать» роль местных коллаборационистов в организации Холокоста.

Исторические основания для этого имеются.

По словам Эфраима Зуроффа, даже у поляков больше оснований отрицать свое участие в геноциде евреев: Польши как страны с сентября 1939 года не существовало, правительство в изгнании не поощряло преступления оккупантов.

Зато в Литве пронацистское временное правительство за шесть недель своего существования успело основательно поработать над решением «еврейского вопроса», не говоря уже о том, что такие гнусные антисемитские акции, как Каунасский погром, проводились еще до прихода немцев.

С другой стороны, никто не требует от Литвы каяться за каждого еврея, замученного на ее территории в годы Второй мировой войны. Достаточно было бы выявлять и осуждать тех «отдельных представителей», о которых говорит Гумуляускас.

Литва же поступает с точностью до наоборот: нацистских прихвостней вроде Йонаса Норейки, принимавшего деятельное участие в геттоизации евреев, возводят в ранг национальных героев. А попытки пересмотреть их «подвиги» наталкиваются на сопротивление националистов и примкнувшего к ним президента Гитанаса Науседы — сторонника «моратория на стирание исторической памяти».

Уж не этот ли «мораторий» предлагает парламенту Арунас Гумуляускас? Задекларировав принцип неучастия Литвы в Холокосте, Сейм выдаст индульгенцию всем нацистским прихвостням.

Очевидно, этого и опасаются представители еврейской общины: в новых реалиях раскрывать тему литовского коллаборационизма будет намного сложнее, если вообще возможно.

По сути, те же претензии были у Израиля, когда Сейм и президент Польши в 2018 году имплементировали поправки к закону об Институте национальной памяти. Тогда Варшава не только задекларировала, что польский народ не участвовал в геноциде евреев, но и ввела уголовную ответственность за отрицание этого тезиса.

Это спровоцировало взрыв «дипломатической атомной бомбы». Тель-Авив буквально взъярился на Польшу: своего возмущения не скрывал лично премьер-министр Беньямин Нетаньяху, звучали призывы отозвать израильского посла. Позже министр иностранных дел Израиля выдал знаменитую цитату экс-премьера Ицкхака Шамира: «Каждый поляк впитывает антисемитизм с молоком матери».

К тому моменту скандал уже утих, поскольку Варшава согласилась вычеркнуть из закона пункт об уголовной ответственности. Но это лишь подтверждает, что польско-израильские отношения испортились всерьез и надолго. Взаимные обиды в ближайшие годы еще дадут о себе знать.

Литовцам должно было бы хватить ума, чтобы не прописывать никакой ответственности за отрицание государственной позиции по вопросу Холокоста — зачем повторять чужие ошибки? Если уж Польша не смогла совладать с давлением Израиля, за которым маячила тень Соединенных Штатов, то маленькой прибалтийской республике не стоит даже пытаться.

Скорее всего, на выходе документ будет иметь чисто декларативный характер. В этом случае у защитников «доброго имени» литовских коллаборационистов остается пространство для маневра, ведь в любой момент закон можно изменить, дополнить, ужесточить и так далее. Сейчас главное — утвердить исходник.

Но «мягкие» формулировки не введут в заблуждение еврейскую общину. Ее представители прекрасно понимают, что декларация о неучастии Литвы в Холокосте — это лишь первый шаг на пути к юридическому обелению Норейки, Амброзавичюса и прочих военных преступников.

Сама новость о разработке закона уже вызвала негодование евреев. В случае его принятия обязательно последует реакция официальных представителей Израиля, на стороне которых выступит Вашингтон.

К слову, «дядя Сэм» минувшей осенью уже пытался разъяснить своим прибалтийским союзникам, что такое хорошо, а что такое плохо.

Спецпосланник Госдепа по вопросам Холокоста Черри Дэниелс в своем Twitter-аккаунте отчитала Литву за чествование нацистских преступников.
С первого раза, видимо, не дошло…

Спецпроект RuBaltic.Ru «Тропой пособников Гитлера»
Читайте также
21 января 2020
День полного снятия блокады Ленинграда и День памяти жертв Холокоста отмечают в одну и ту же дату — 27 января. В современной историографии эти две трагедии оказались разведены по своим «национальным квартирам».
21 января 2020
Российские эксперты и историки установили государства, часть населения которых наиболее охотно шла на сотрудничество с нацистскими оккупантами в годы Второй мировой войны. Как рассказал директор Фонда «историческая память» Александр Дюков, в лидерах «Индекса коллаборации» — Эстония, Латвия и Люксембург.
21 января 2020
Президент Литвы Гитанас Науседа передумал участвовать во Всемирном форуме памяти жертв Холокоста, который пройдет в Иерусалиме 23 января.
18 января 2020
Президент Украины Владимир Зеленский числится в списке гостей на форуме Холокоста, который пройдет в Израиле по случаю 75-й годовщины освобождения лагеря Аушвиц-Биркенау. Вероятно, его визит будет омрачен дипломатической перепалкой между Киевом и Тель-Авивом.