Политика Политика

Форум «Восточного партнерства» в Минске станет «разводкой» Беларуси Евросоюзом

Белорусские дипломаты предложили Евросоюзу провести в Минске юбилейный форум «Восточного партнерства», приуроченный к десятилетию этой программы. Брюссель это предложение может принять, однако цели участия в этом форуме у ЕС будут принципиально отличны от целей белорусского руководства. Беларусь хочет быть «геополитическим мостом» — дружить и примирять всех со всеми. Евросоюзу «Восточное партнерство» нужно, чтобы ставить постсоветским странам ультиматумы: либо вы с Россией против Запада, либо с Западом против России.

О белорусской инициативе провести в Минске юбилейный форум «Восточного партнерства» в конце прошлого года сообщил представитель Беларуси в ЕС Александр Михневич. «Мы предложили провести крупное мероприятие в Беларуси с участием высокопоставленных чиновников ЕС, обсудить перспективы, повысить интерес к этому проекту со стороны ЕС и наших структур», — сказал Михневич в эфире белорусского телеканала ОНТ.

Официальный Минск не скрывает, что интерес Беларуси к программе «Восточного партнерства» носит преимущественно экономический характер. По мнению представителя Беларуси в Брюсселе, десятилетие программы взаимодействия ЕС с шестью постсоветскими странами в мае этого года — удачный повод обсудить, как снять сохраняющиеся торговые барьеры между Беларусью и государствами Евросоюза.

«Мы планируем провести и крупный европейско-белорусский бизнес-форум. Все презентации экономических возможностей Беларуси проходят с участием структур Евросоюза, теперь они часто поддерживают нас в этих вопросах», — говорит Александр Михневич.

То есть интерес Минска — это чистая экономика. Здесь и проявляется первый конфликт интересов Беларуси с ЕС.

«Восточное партнерство» для европейцев всегда было, прежде всего, политической программой, которая обращалась к демократии, правам человека, свободным выборам и тому подобным темам, за которыми всегда скрывается неприемлемое для Беларуси вмешательство Запада в ее внутренние дела.

Политическую составляющую программы, в свою очередь, не скрывает европейская сторона. «Восточное партнерство» создавалось десять лет назад с официальной установкой на проведение реформ в странах — участницах программы ради их экономического и политического сближения с ЕС.

Требование реформ ради расширения сотрудничества с «цивилизованной Европой» — это уже вмешательство во внутреннюю политику и попытка диктовать свои условия вместо равноправного диалога. Но Евросоюз и этим не ограничивался, требуя от Грузии, Молдавии, Украины, Беларуси, Армении и Азербайджана реформ именно в политической сфере.

Первым номером в списке четырех ключевых приоритетов для реформ в странах-партнерах доктрина «Восточного партнерства» указывала внутриполитические задачи: развитие демократии, совершенствование политических институтов, стабильность политического процесса.

Страны — участницы программы должны были «показать прогресс» в проведении выборов (больше голосов у оппозиции), развитии гражданского общества (свобода рук для прозападных НКО) и тому подобных вещах. Только на этих условиях ЕС соглашался финансово помогать проведению ими реформ в экономической сфере и вообще…сближаться.   

Неудивительно, что у свободолюбивой Беларуси с участием в «Восточном партнерстве» не заладилось. В «странах — отличницах программы» «синеокая» не ходила никогда, уступая эту сомнительную честь Украине с Молдавией. Докладывать брюссельским ревизорам о том, как у нас улучшилась за минувший квартал ситуация с правами меньшинств, — такое для белорусов было слишком.

Поэтому Беларусь нимало не продвинулась к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, ради которого постсоветские страны и соглашались участвовать в «Восточном партнерстве».

Впрочем, о «странах-отличницах» тоже нельзя сказать, что они далеко продвинулись по части политических реформ, однако Евросоюз все же подписал с Молдавией, Грузией и Украиной Соглашение об ассоциации. Ведь эти страны выдвинули главное условие участия в «Восточном партнерстве» — испортили свои отношения с Россией.

Это вторая (и главная) причина неудовлетворительных для Евросоюза итогов участия Беларуси в программе сближения постсоветских республик ЕС.

От участников «Восточного партнерства» требуют порвать с Россией и войти в европейскую сферу влияния, а Минск на это именно в силу прагматичных экономических установок руководства страны пойти не может, потому что разрыв многовековых связей с восточным соседом элементарно убьет белорусскую экономику.    

Интересам Беларуси идеально соответствовали бы хорошие отношения всех со всеми: ЕС с Россией, России с Беларусью и Беларуси с ЕС. Поэтому белорусская дипломатия продвигает концепцию «интеграции интеграций» — сотрудничества Европейского союза с Евразийским.

У России нет предубеждения против идеи «интеграции интеграций» как таковой: несколько лет назад Москва сама продвигала эту идею в вопросах отношения России и ЕС с Украиной. На днях исполняется ровно пять лет с того момента, как Владимир Путин предложил создать единую зону свободной торговли от Лиссабона до Владивостока, которая нивелировала бы негативные последствия для украинской экономики от разрыва экономических связей с Россией после подписания экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Европейская сторона предпочла это предложение проигнорировать. Разрыв многовековой ткани российско-украинских отношений оказался для нее важнее украинской промышленности, украинских рынков сбыта в России, украинского бюджета, рабочих мест…

Евросоюзу не нужна «интеграция интеграций»: Евразийский экономический союз расценивается ими как угроза для себя, а страны «Восточного партнерства» — как пространство геополитической конкуренции, с которого надо выбить Россию.

«Участие в углубленных соглашениях о свободной торговле с ЕС теоретически не препятствует их дальнейшей интеграции друг с другом, но со вступлением в ТС они теряют возможность двухсторонних отношений с ЕС. Поэтому на практике государства сталкиваются с неизбежностью выбора между соглашениями о свободной торговле с ЕС и таможенным пространством Евразии», — было сказано в литовском аналитическом докладе еще шесть лет назад, как раз тогда, когда Украине начинали выкручивать руки и ставить перед ней ультиматумы: либо вы с Россией против нас, либо с нами против России.

Так что белорусская попытка использовать юбилей «Восточного партнерства» как повод поговорить с европейцами об экономике и торговых барьерах — это ход, конечно, нетривиальный, но без особых шансов на успех.

Европейцы вполне могут принять предложение провести форум в Минске, но только как повод поговорить о своем.

Последние саммиты «Восточного партнерства» в отношении Беларуси сводились к тому, чтобы «развести» представителей Минска на подписание итоговой декларации, которая осуждает Россию.

Поэтому президент Беларуси Александр Лукашенко от участия в саммитах «Восточного партнерства» всегда отказывался. Лукашенко даже удивлялся в своей экспрессивной манере: почему эта программа непременно должна быть направлена против одной конкретной страны? Почему обязательно надо «дубасить» Россию, клеймить ее позором, выступать против? Неужели нельзя собираться на саммитах «Восточного партнерства» в мирных целях и не заниматься там строительством разделительных линий между Востоком и Западом?

Выходит, что нельзя.

«Восточное партнерство» создателям этой программы нужно именно для строительства разделительных линий.

«Интеграция интеграций» и дружественная всем Беларусь в роли «геополитического моста» им, наоборот, не нужны. Поэтому форум «Восточного партнерства» в Минске они могут использовать только для того, чтобы «развести» принимающую сторону на какую-нибудь антироссийскую декларацию, которая оттолкнет Беларусь от ее главного военного и экономического союзника. 

Читайте также
21 января 2019
Интервью с председателем калининградского регионального отделения межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый фронт» Олегом Ивановым.
17 января 2019
Глава литовского МИД Линас Линкявичюс считает, что Лондон без проблем может пересмотреть итоги референдума 2016 года. Литва надеется на разумное и быстрое решение вопроса о выходе Соединенного Королевства из ЕС, и одним из таких решений мог бы стать отказ от Брексита.
17 января 2019
В ФРГ насчитывается более 3 миллионов русскоязычных жителей, и если раньше они в большинстве своем голосовали за центристскую партию Ангелы Меркель ХДСС / ХСС, то теперь все больше русскоговорящих поддерживают праворадикалов из «Альтернативы для Германии».
21 января 2019
Жители Латвии обратили внимание на продажу в детском отделе магазина Rimi атласа, в котором Крым отмечен как территория России.