Народные депутаты от «Оппозиционного блока» 19 января внесли на рассмотрение Верховной рады проект постановления об отмене принятого ранее украинским парламентом закона о реинтеграции Донбасса. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, почему законодательная инициатива украинской власти вызвала неоднозначную реакцию на Украине, какие противоречия присутствуют в тексте закона, с какой целью он был принят и есть ли возможность его отменить.
1. Что представляет собой закон о реинтеграции Донбасса?
Официальное название так называемого закона о реинтеграции Донбасса звучит так: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Однако когда летом 2017 года появились слухи о его подготовке, журналисты, которые не знали, как будет называться законодательная инициатива украинских властей, окрестили будущий документ законом о реинтеграции.
В законе Россия объявляется страной-агрессором, государственные аппараты Донецкой и Луганской народных республик (ЛДНР) названы «оккупационными администрациями» Российской Федерации. Согласно нормам закона Украина перекладывает на Россию ответственность за жизнеобеспечение людей, проживающих на территории ЛДНР; кроме того, РФ объявляется ответственной за всё поврежденное в ходе боевых действий в Донбассе имущество физических и юридических лиц.
Благодаря закону о реинтеграции Донбасса президент Украины Петр Порошенко получил право использовать армию на всей территории страны для отражения «российской агрессии».
Документ юридически положил конец еще одному креативу украинских властей — антитеррористической операции (АТО). Согласно закону, война в Донбассе именуется «мерами по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии». А украинские силовики получат возможность по своему усмотрению ограничивать права и свободы украинских граждан.
2. Каковы последствия признания России агрессором?
Практически никаких, ведь Верховная рада отказалась принять поправки к закону, которые предусматривали разрыв дипломатических отношений с Россией и денонсацию договора о дружбе между Украиной и РФ. Украинские политики создали ситуацию, которая находится за гранью любой международно-правовой логики.
С одной стороны, нардепы объявляют Россию агрессором, но с другой — отказываются разорвать договор о дружбе. Таким образом, они признали, что Российская Федерация — друг Украины. Депутаты написали в законе, что Россия оккупировала часть украинской территории, однако при этом не только не объявили Москве войну, но даже отказались разрывать дипломатические отношения с ней.
То есть в глазах украинских депутатов Россия — агрессор и друг в одном лице. Это, мягко говоря, не совсем нормально. Ведь друг не может быть агрессором, а агрессор — другом.
Есть в психиатрии такое понятие — когнитивный диссонанс, когда в сознании человека возникают противоречия, которые приводят к ощущению дискомфорта. Это могут быть противоречия между логикой и эмоциональными порывами. Можно привести такой пример: на улице холодно и идет дождь, разум подсказывает человеку, что в такую погоду не надо идти на улицу, если нет необходимости, так как можно заболеть. Но ему всё равно хочется выйти из квартиры и подышать свежим воздухом. Человек чувствует в этом потребность, хотя она и противоречит логике. Нечто подобное произошло и с украинскими политиками.
С одной стороны, они хотят доказать самим себе, гражданам своей страны и даже всему миру, что Россия — оккупант и что Москва виновна во всех провалах «майданной» власти, а с другой — депутаты понимают, что если Украина разорвет дипломатические отношения с РФ, то Киев от этого пострадает куда больше, чем Москва. В России работает около трех миллионов украинских граждан, которых в случае разрыва отношений могут выдворить. Тогда они вернутся на Украину злые на Петра Порошенко и могут стать костяком нового «майдана». Кроме того, «Незалежная» планирует в 2018 году закупать газ в РФ. Поэтому дипломатические отношения с Москвой Киеву необходимы.
Не говоря о том, что объявление войны России для Украины равнозначно самоубийству, так как потенциал украинской армии несопоставим с возможностями Вооруженных сил Российской Федерации.
Действия украинских политиков лишены всякой логики, что отразилось в законе о реинтеграции Донбасса.
3. «Похоронит» ли закон о реинтеграции Донбасса Минские соглашения?
Такая вероятность есть. Дело в том, что согласно Минским соглашениям Украина должна согласовывать с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) порядок проведения выборов в органы местного самоуправления в Донбассе и конституционную реформу в контексте децентрализации страны. ОРДЛО в документе называются Луганская и Донецкая республики.
Однако по закону о реинтеграции получается, что чиновники ЛДНР являются служащими «оккупационной администрации», значит, делегаты от Украины на переговорах в минской Контактной группе могут отказаться общаться с посланниками из ЛДНР, так как не будут их признавать представителями ОРДЛО.
Такая получается юридическая казуистика. Но дело в том, что в самом тексте Минских соглашений используются очень расплывчатые формулировки, которые дают возможность сторонам по-разному трактовать нормы документа; то есть, формально не отказываясь от «Минска-2», Украина может поставить крест на Минских соглашениях, отказавшись от любых контактов с представителями ЛДНР.
4. Пойдет ли на окончательный срыв минского процесса режим Порошенко?
Сомнительно, что украинская власть намерена сорвать Минские договоренности, так как данный шаг явно не понравится Германии. Официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт заявил, что Минские соглашения остаются рамочными для украинского урегулирования и они неизменны.
Кроме того, у Порошенко и так сейчас сложные отношения с Западом. Его постоянно критикует заграничная пресса, а Вашингтон и Брюссель требуют от президента создать антикоррупционный суд.
Думается, в этой ситуации Порошенко не будет портить отношения с канцлером Германии Ангелой Меркель, устраивая «похороны» «Минску‑2». Хотя, как уже говорилось выше, украинские политики не дружат с логикой, поэтому от Петра Алексеевича и его команды можно ожидать чего угодно.
Президент Украины получил право использовать армию на всей территории страны?
Да, хоть и в завуалированной форме. В законе о реинтеграции сказано, что в случае, если вооруженная «агрессия» России будет выходить за пределы Крыма и ныне «оккупированных» Донецкой и Луганской областей, для ее остановки разрешено привлекать средства органов сектора безопасности и обороны (армию и спецслужбы) на любой части территории Украины.
Что это означает на практике? Смоделируем ситуацию: в Закарпатье или в Киеве начинается бунт против официальной власти с использованием огнестрельного оружия. Президент объявляет, что, по информации спецслужб, протестующими руководит Москва и это «акт вооруженной агрессии». После чего Порошенко без одобрения парламента получит по закону право использовать против бунтующих людей армию.
5. Согласно закону силовики получают диктаторские полномочия?
Да. В так называемых зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, то есть в районах Донбасса, подконтрольных Украине, военные и представители спецслужб могут ограничивать права граждан по своему желанию. Так, силовики могут применять оружие против лиц, совершивших правонарушение.
Заметим, даже не преступление, а правонарушение! Военные смогут входить в дома и другие помещения просто так, без ордера суда, как то предусмотрено законами Украины. Силовики получают право изымать у граждан для использования в служебных целях средства связи (мобильные телефоны, планшеты) и транспортные средства.
По факту жители подконтрольной Украине части Донбасса превратятся в бесправных людей.
6. Способствует ли закон о реинтеграции сближению Украины и Донбасса?
Скорее наоборот, документ еще больше отторгает Донбасс от Украины. Так, по данному закону за работу в государственных органах ЛДНР предусмотрена уголовная ответственность. В документе прописано, что Украина признает лишь два документа ЛДНР — свидетельства о рождении и смерти.
Но Киев отказывается признавать любые имущественные документы, например договор о купле-продаже, поэтому если человек приобрел квартиру и оформил ее в ДНР, то в случае возвращения украинской власти эта сделка будет признана недействительной. То же самое и с магазином или предприятием.
А так как жизнь в республиках не стоит на месте и собственность переходит от одних владельцев к другим, Киев сам создает прослойку в обществе, которая будет кровно заинтересована, чтобы украинская власть никогда не вернулась в Донбасс.
Еще Никколо Макиавелли писал, что человек скорее простит смерть отца, чем потерю собственности.
Итак, создается впечатление, что украинская власть на самом деле не хочет, чтобы территории донбасских республик когда-нибудь вернулись в состав Украины.
7. Могут ли отменить закон о реинтеграции?
Теоретически да. Тем более что депутаты от «Оппозиционного блока» зарегистрировали в Верховной раде постановление об отмене закона о реинтеграции. Однако в реальности это маловероятно, ведь за отмену закона должно проголосовать не менее 226 депутатов. Понятно, что украинские политики не для того с такой помпой принимали этот документ, чтобы сразу его отменить. Они просто не смогут объяснить, зачем голосовали за закон, если не хотели, чтобы он вступил в силу.
Что не менее важно, в случае, если закон о реинтеграции вдруг отменят, это вызовет гнев радикальных националистов. 16 января, когда Верховная рада рассматривала документ, украинские радикалы требовали принять его как можно скорее. Под стенами парламента они сожгли российский флаг и подрались с полицией. Если закон вдруг отменят, то радикалы могут начать новый «майдан», который перерастет в бои в центре Киева. А это точно не нужно ни Порошенко, ни другим представителям власти. Поэтому инициатива «Оппозиционного блока» вряд ли увенчается успехом.