От «адвокатов» до «черных списков»: как деградировали отношения Польши и Украины
Александр Носович
Польского посла в Киеве вызвали в МИД Украины из-за запрета на въезд в Польшу украинскому чиновнику, ответственному за переписывание истории. Польша верна своему обещанию не пускать в страну людей, которые героизируют организаторов Волынской резни, и всё решительнее грозит не пустить Украину «с Бандерой» в Европу. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает, как за полтора года Польша из главного «адвоката» Украины в ЕС превратилась в одну из самых враждебных официальному Киеву стран.
1. Бандеровцы — герои Украины
После Майдана новое руководство Украины в угоду приведшим его к власти в результате вооруженного переворота радикальным националистам занимается героизацией Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА) (деятельность данных организаций запрещена на территории РФ — прим.RuBaltic.Ru).
Украинский парламент постановил чествовать память сотрудничавших в годы Второй мировой войны с Гитлером коллаборационистов на государственном уровне. Украинский Институт национальной памяти распространяет в украинском обществе чуждую большинству украинцев мифологию бандеровского движения, согласно которой бойцы ОУН-УПА в свое время были лучшими сынами украинского народа. Выходят книги о «подвигах» Романа Шухевича и Степана Бандеры, пишутся новые учебники истории. В прошлом году Киевсовет переименовал Московский проспект украинской столицы в проспект Степана Бандеры.
Власти Украины своей исторической политикой целили в украинских ультраправых, которых хотели задобрить, и в «москалей», которых хотели позлить.
А попали в Польшу, население которой не смогло смотреть сквозь пальцы на героизацию украинскими союзниками убийц десятков тысяч поляков во время Волынской резни.
Самое оскорбительное для поляков — это то, что союзники в упор не желают видеть исторической травмы своих главных «адвокатов» в Европе и упоенно выясняют отношения с русскими «небратьями», прославляя Бандеру и не замечая, что в этой истории есть еще и Польша. Весь польско-украинский конфликт — это череда попыток Варшавы напомнить Киеву, что с чувствами поляков тоже надо считаться.
2. Волынская резня — геноцид
Летом прошлого года Сейм Польши признал волынское преступление геноцидом польского народа. Против законопроекта о Волынской резне выступала не только Украина, но даже Соединенные Штаты. По информации польских СМИ, американский посол в Варшаве обращался в администрацию президента Польши Анджея Дуды с просьбой отозвать этот законопроект, поскольку его принятие может разрушить союз двух крупнейших сторонников США в Центральной и Восточной Европе.
Тем не менее Волынская резня была почти единогласно признана польским парламентом геноцидом поляков.
Польша признала преступными организациями ОУН, УПА, дивизию СС «Галичина» и прочие группы украинских коллаборационистов. День начала бандеровской операции по уничтожению на территории Западной Украины польского населения, 11 июля, стал ежегодно отмечаемым Национальным днем памяти жертв геноцида.
Киев призвали признать преступления бандеровцев против польского народа и прекратить делать из них национальных героев. Киев призыву не внял, и давление Польши на Украину продолжилось.
3. С Бандерой в Европу не войдете!
В начале этого года лидер польской правящей партии «Право и справедливость» («ПиС») и фактический правитель страны Ярослав Качиньский поставил вопрос ребром.
«Я четко сказал президенту Порошенко, что с Бандерой они в Европу не войдут», — пересказал лидер «ПиС» разговор с президентом Украины.
Спустя несколько месяцев польский ультиматум: «Украина с Бандерой в Европу не войдет», — официально повторил министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.
Случилось невероятное:
Польша — самый большой энтузиаст европейской интеграции Украины и главный «адвокат» украинских властей в Брюсселе — начала грозить Киеву заблокировать его вступление в Евросоюз.
Риторика польских политиков в отношении бывших союзников поменялась кардинально. Ярослав Качиньский обвинил в «хамской неблагодарности» украинское руководство, которое в ответ на всё то, что сделала Польша для Украины, прославляет убийц поляков. Героизацию УПА в Польше уподобляют оправданию Холокоста и утверждают, что бандеровцы были хуже гитлеровцев.
4. Бандеровцы — персоны нон грата
Угрозу не пускать Украину в Европу «с Бандерой» Варшава начала выполнять буквально.
Польскими властями составляются списки украинских политиков и чиновников, которым запрещен въезд в Польшу из-за проводимой ими политики героизации организаторов Волынской резни.
Списки эти огласке не подлежат: о том, что в Польше они отныне персоны нон грата, славящие Бандеру узнают при пересечении польской границы. Ходят упорные слухи, что во главе списка невъездных находится директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович.
Но ведь главный ответственный за превращение в национальных героев Украины организаторов геноцида поляков не Вятрович, а глава государства. Так что при нынешней скорости деградации польско-украинских отношений не будет ничего удивительного, если через несколько месяцев Петра Порошенко, прилетевшего с официальным визитом в Варшаву, попросят из Польши вон.