В понедельник в Латвии начались мобилизационные учения резервистов. Их цель — «восстановить индивидуальные, специальные и коллективные навыки солдат запаса, чтобы они могли полноценно включаться в работу военных подразделений». Ранее учения резервистов уже состоялись в Эстонии и в Литве. Наращивание живой силы для прибалтийских армий проходит под лозунгами об угрозе с Востока и необходимости вооружаться.
Представители Национальных вооруженных сил (НВС) Латвии сообщали о запланированном учении еще в начале этого года, но конкретные числа не были названы. Однако в последние дни резервистам стали приходить повестки с предписанием в течении 48 часов прибыть в подразделение для участия в учениях, которые продлятся несколько дней. Как сообщил командующий НВС Латвии генерал-лейтенант Раймондс Граубе, эти учения не будут носить добровольный характер.
Таким образом, латвийские вооруженные силы впервые применяют на практике Закон о мобилизации.
Это означает, что явка и участие в учениях являются обязательными, а призванные граждане должны будут бросить все свои дела и на несколько дней «встать под ружье».
За уклонение резервистов от мобилизации Уголовным законом
Правда, на данном этапе мобилизованы будут лишь солдаты запаса — военные, которые служили в профессиональной армии, а потом уволились (резервисты первой категории). О резервистах второй категории (все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет) речи пока не идет. Их мобилизация возможна лишь в случае реальной военной угрозы для страны.
В милитаристской гонке Латвия существенно отстает от своих «прибалтийских сестер». В Эстонии и Литве
Официальный Вильнюс для увеличения численности живой силы пошел на беспрецедентный шаг, вернув армейский призыв.
В марте литовский сейм принял
Официальная Рига тоже готовится пополнять свои воинские формирования. Так, экс-министр обороны Латвии, новоизбранный президент Раймонд Вейонис сообщал, что к 2018 году численный состав НВС должен быть увеличен на 2 тыс. человек (в настоящее время латвийская армия насчитывает около 5,1 тыс. военнослужащих).
Планируется увеличить и ряды народного ополчения «Земессардзе» (латвийская добровольческая вооруженная организация, входящая в состав НВС). Согласно оборонным планам, к 2020 году численность «Земессардзе» следует повысить с нынешних 8 тыс. до 12–13 тыс. бойцов.
В Эстонии, где обязательная воинская повинность сохранилась с советских времен, ежегодно службу проходят 3-3,5 тыс. призывников, а резерв республики насчитывает более 30 тыс. солдат.
Помимо наращивания численности живой силы, прибалтийские республики занимаются и другими вопросами военного строительства, ожидая угрозы с Востока.
На территории Латвии, Литвы и Эстонии ведутся непрекращающиеся учения, закупается бронетехника и вооружение, под военные нужды верстаются бюджеты государств.
«Я даже выяснила для себя, сколько человек входит в батальон», — призналась латвийский премьер Лаймдота Страуюма, демонстрируя актуальность проблемы.
«Прибалтийские сестры» продолжают просить НАТО обеспечить постоянное присутствие войск Альянса на своих территориях. «Это необходимо для безопасности. В нашем регионе не предвидится улучшений, так что это будет средством сдерживания», — пишет представитель командующего вооруженными силами Литвы капитан Миндаугас Неймонтас от лица командующих ВС трех республик. Капитан Неймонтас просит оставить в каждой из прибалтийских стран по батальону в 700−800 солдат Альянса, для гарантии безопасности.
Правящие элиты Прибалтики, пугая население российской агрессией, продолжают политику милитаризации своих стран.
Но пока перекладывать фобии об угрозе с Востока с больной политической головы на здоровую голову граждан удается не очень хорошо. В отличие от ястребов во власти, жители прибалтийских республик настроены менее воинственно и пока не готовы становиться под ружье. В 2012 году НВС Латвии уже пробовали провести мобилизационные учения и даже разослали порядка 500 писем резервистам. На место сбора явились только 275 человек. Львиная доля резервистов сообщила, что в данный момент живёт за границей и не планирует в ближайшее время возвращаться в страну.
Из 300 латвийских резервистов, призванных для участия в учениях на этот раз, зарегистрировались лишь 59 человек. А во время призывной кампании в Литве в военкоматы явились лишь 8% призывников, после чего Минобороны был вынужден начать разыскивать уклонистов при помощи полиции и дипломатических служб в других странах.
При подобном уровне нежелания населения воевать за внешнюю политику прибалтийских режимов планы правящих элит по наращиванию живой силы выглядят поистине наполеоновскими. А с учетом массовой эмиграции в Латвии, Эстонии и Литве, для достижения обозначенного политиками прироста живой силы в ВС одеть в армейскую шинель придется чуть ли ни всех жителей Прибалтики — от мала до велика.