Денонсация «Большого договора» с Россией может стать ударом отложенной смерти для Украины
Сергей Миркин
Подготовка к президентским выборам на Украине идет полным ходом, во многом благодаря усилиям действующего главы государства Петра Порошенко. На днях он подписал
17 сентября пресс-служба Петра Порошенко сообщила о том, что украинская сторона не будет продлевать так называемый «Большой договор» с Россией. Сам же президент заявил, что уведомит Россию о непролонгации документа до конца текущего месяца.
На первый взгляд может показаться, что символический жест украинских властей не будет иметь никаких последствий, ведь с момента государственного переворота 2014 года никакой дружбы между Украиной и Россией нет и в помине. Тем не менее, еще в апреле 2018 года сам Порошенко говорил лишь об отмене некоторых пунктов «Большого договора»: статьи, которые подтверждают договоренность о сохранении территориальной целостности, планировалось оставить без изменения.
В 2016 году заместитель министра иностранных дел Украины Вадим Пристайко назвал инициативы по расторжению договора «эмоциями политиков», которые непозволительны для дипломатов. А политический эксперт Всеволод Степанюк заявил украинским СМИ, что непродление Украиной договора с Россией представляет собой серьезную опасность, поскольку тем самым Киев ослабит свои позиции в переговорах по Крыму и Донбассу.
Чем объяснить такую позицию Пристайко и Степанюка? Ведь по факту многие положения договора носят чисто декларативный характер, а с момента его подписания в 1997 году стороны неоднократно нарушали условия соглашения.
Характерный пример: в статье 6 документа указано, что «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон (Россия и Украина) воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны». Как известно, в 2008 году во время президентства Виктора Ющенко Украина начала сближение с НАТО, что явно нарушало вышеуказанную договоренность. Присоединение страны к Североатлантическому альянсу априори является угрозой для безопасности РФ.
Начиная с 2014 года, Украина разорвала около пятидесяти международных договоров с Россией, но Договор о дружбе все же не решалась отменять.
Объясняется это следующим: несмотря на декларативность, это соглашение является базовым практически для всех двусторонних договоренностей между Киевом и Москвой.
Визуально это можно представить себе следующим образом: на старом подносе стоит множество фарфоровых тарелок; подносом не пользуются, но используют находящуюся на нем посуду. И если кто-то резко выдернет поднос, большая часть тарелок разобьется.
Одной из таких «тарелок» является Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе — чрезвычайно важный документ даже с учетом присоединения Крыма к России. В конце концов, рубежи РФ и Украины не исчерпываются лишь Крымским полуостровом: это самая большая по протяженности граница в Европе. Учитывая текущую ситуацию в Донбассе и достаточно сложную историческую судьбу приграничных регионов страны в целом, в Киеве должны очень аккуратно относиться к вопросам собственной территориальной целостности.
Усилия нынешнего украинского президента по разрыву отношений с Россией являются лишь частью курса, направленного на радикализацию политической жизни, какой бы сомнительной эта цель ни казалась. Самый яркий тому пример — попытка создания автокефальной Украинской православной церкви при помощи Константинопольского патриархата. И то, что эти усилия могут привести к обострению гражданского противостояния, ни майданного президента, ни его окружение не волнует. Ведь главное для них — удержать власть. А для этого команда Порошенко должна привлечь симпатии националистически настроенного электората.
Петру Алексеевичу уже не удастся взять президентскую булаву, изображая из себя «голубя мира»: этот фокус он уже проделал в 2014 году, когда обещал за две недели положить конец войне в Донбассе.
Теперь остается лишь роль «ястреба», а значит, своих избирателей Порошенко будет активно искать в среде националистов. К тому же действующий президент кровно заинтересован в поддержке украинских радикалов: у тех в руках реальная сила, они организованы, мотивированы и, что главное, вооружены. Направить гнев ультраправых активистов против своих оппонентов — вот основная задача Петра Алексеевича в грядущей избирательной кампании.
Тот факт, что украинские радикалы представляют собой реальную силу, подтверждается событиями 17 сентября, когда те штурмом пытались взять Генеральную прокуратуру страны. Что интересно, в ходе беспорядков был задержан только один человек, да и тот отпущен
Какие же реальные последствия может иметь такая политика и, в частности, разрыв Договора о дружбе? Конечно, денонсация этого соглашения украинской стороной вовсе не означает, что Россия тут же возьмется за пересмотр границ с соседней республикой. Скорее всего, внешне ничего не поменяется.
Москва и в отношении Украины, и в отношении ЛДНР в обозримой перспективе будет продолжать политику, которая базируется на Минских соглашениях, несмотря на то, что сам минский процесс сегодня не более чем иллюзия.
Однако если после выборов 2019 года у руля в Киеве окажутся еще более радикальные персонажи и возникнет реальная перспектива размещения на территории Украины американских баллистических ракет, позиция России может измениться. В Москве могут вспомнить, что предыдущий президент сам поставил под сомнение существующие границы, и начнут выстраивать свою политику на Украине, исходя из этого обстоятельства. И у России найдется немало рычагов для давления даже без применения военной силы.
В конце концов, каждый третий доллар, инвестированный в экономику Украины, вкладывается Россией. Оттуда же идут поставки такого стратегического товара, как дизельное топливо. Если Москва «прикроет» этот канал и сумеет убедить президента Беларуси Александра Лукашенко сделать то же самое, то украинский сельскохозяйственный сектор перестанет нормально функционировать. Более того, не смогут ездить танки, орудия которых убивают жителей Донбасса. Если Украина не сможет сохранить торговые отношения с Россией, для ее экономики это будет означать полнейший коллапс.
Другим рычагом давления на киевскую власть со стороны России могут стать украинцы, работающие на территории РФ. По словам главы украинского МИД Павла Климкина, таких граждан Украины насчитывается около 3 млн. В случае введения визового режима или усложнений в получении работы в России многим из этих людей придется вернуться на Украину, что значительно усилит и без того высокую социальную напряженность в стране.
Возвращение трудовых эмигрантов может привести к серьезным политическим последствиям для режима Порошенко. Ведь миллионам граждан будет сложно найти работу на родине и почти невозможно переориентироваться на ЕС, а значит, недовольные могут выйти на улицу с протестами и стать костяком для новой революции.
Наконец, если отношения между Москвой и Киевом пройдут «точку невозврата», может встать вопрос и о судьбе юго-восточных земель современной Украины, ведь эти регионы были присоединены к УССР по решению советского руководства без учета мнения самих жителей. Тем более что украинское руководство, денонсируя Договор о дружбе, само дает повод для пересмотра границ.
В восточных единоборствах существует понятие «удара отложенной смерти». Получив его, человек чувствует себя вполне нормально, но спустя несколько суток умирает. Исходя из текущей политической обстановки на Украине, можно сказать, что Петр Порошенко наносит своей стране именно такой удар.