Политика Политика

«Рашенгейт»: как министр обороны Польши стал агентом Кремля

Европейская и американская пресса продолжает обсуждать возможные связи министра обороны Польши Антони Мацеревича с Россией. Кто «заказал» одиозного министра и в чём суть этих обвинений?

Министр обороны Польши Антони Мацеревич, успевший поработать и министром внутренних дел, и главой контрразведки, и депутатом Сейма, и даже европарламентарием, занимает пост министра обороны «писовской» Польши с 2015 года. Благодаря радикальным заявлениям конспирологического, антисемитского, антикоммунистического и антироссийского толка его знают и не любят многие как в самой Польше, так и далеко за ее пределами. Но недавно в европейских СМИ началась новая кампания против Мацеревича под названием «Мацеревич — агент Кремля».


Источником «сенсации» стала крупная немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung

Источником «сенсации

» стала крупная немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), к которой затем подключились The Guardian, многие европейские и почти все крупные польские СМИ, не связанные с правящей партией «Право и справедливость». Министру обороны и опубликованной о нём недавно книге «Мацеревич и его тайны» посвятило статью
даже американское издание The Daily Beast.

Основным же героем первой публикации FAZ стал заместитель министра обороны Польши Бартош Ковнацки, которому не посчастливилось быть одним из иностранных наблюдателей во время президентских выборов в России в 2012 году. Но пан Ковнацки виновен не только в том, что своим участием повысил легитимность избранного президента РФ Владимира Путина, но и в том, что сделал это в компании с экс-директором Европейского центра геополитического анализа Матеушем Пискорским, арестованным по подозрению в шпионаже. Кроме этого, Бартош Ковнацки имел неосторожность входить в крайне правый Альянс европейских национальных движений

, основанный в том числе венгерской ультраправой партией «Йоббик» и французским «Национальным фронтом». По заверениям самого Ковнацки, именно по приглашению Альянса, а не Пискорского, как утверждает немецкая газета, он и стал наблюдателем на президентских выборах в России.

Сам Ковнацки, что весьма типично для «писовской» Польши, действительно принадлежит к поколению молодых (ему 37 лет) польских националистов. Он стал известен благодаря скандалу с отказом Польши от покупки французских военных вертолетов. Подражая своему одиозному начальнику, заместитель министра счел уместным напомнить французам, что те «научились у поляков пользоваться вилкой».

Другим потенциальным агентом Кремля в окружении Мацеревича, по мнению газеты, является Мариан Шолуха, ранее сотрудничавший с Центром геополитического анализа Пискорского, а в 2015 году ставший вице-председателем наблюдательного совета Польской оружейной компании, но оставивший свой пост после придания резонанса его прошлому.

Кроме того, как утверждается в публикации, сам министр мог иметь многолетний контакт с заместителем председателя партии Zmiana Конрадом Ренкасом. Последний, по его собственным словам, организовывал избирательные кампании Антони Мацеревича в 2005 и 2011 годах.

 Партия Zmiana же имеет в Польше, не в последнюю очередь благодаря СМИ, репутацию «прокремлевской».

Именно приближенные министра Ковнацки, Шолуха и Рекас и их теоретические связи с Россией и дают основание для построения конспирологической теории против главного польского конспиролога современности. Еще больше подобных «доказательств» содержится на 200 страницах ставшей бестселлером книги журналиста Томаша Пёнтка «Мацеревич и его тайны», где для полноты художественного образа присутствуют КГБ, российские олигархи и солнцевская ОПГ.

В атаке на эксцентричного министра обороны были использованы все виды вооружения, и даже тяжелая артиллерия: агентом Кремля Мацеревича назвал бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.

Теперь уж поверить в теорию заговора должны все, но зачем?

Дело в том, что современный мир и массмедиа действительно научили людей не только не верить всему подряд, но и верить во всё что угодно. Даже в то, что Мацеревич, всю свою политическую карьеру построивший на ненависти к России, тот самый Мацеревич, который в поисках доказательств вины России в смоленской катастрофе выкопал из могил останки жертв и даже президентской четы, тот самый Мацеревич, который обвинил Россию в соучастии в организации Волынской резни и который обвиняет СССР в начале Второй мировой войны, может быть тайным агентом России.

Прием довольно избитый, а на фоне практически маккартистской истерии в США и Европе о влиянии России на итоги выборов или спонсировании ею крайне правых партий ради раскола ЕС и вовсе набивший оскомину.

Однако долго искать того, кому выгодна дискредитация ангела-хранителя не только антироссийской, но в не меньшей степени и антиевропейской истерии в Польше, не придется. Из Франкфурта искать даже ближе.

Что если кампанию против своенравного министра заказал, допустим, почувствовавший вкус к власти и злопамятный президент Дуда, которого никто не воспринимал всерьез?
В любом случае связи с Россией лишь повод, чтобы убрать неудобного министра. Времена «людей, похожих на генерального прокурора» прошли, мы живем во время «агентов Кремля» и «рашенгейтов».