Том Росток: «Отношения между Россией и Западом продолжат ухудшаться»
Андрей Солопенко
Отношения между Россией и Латвией переживают не самые лучшие времена, однако жители Латвии всё равно продолжают видеть в России важного экономического партнёра. О том, как отношения будут развиваться в дальнейшем, порталу RuBaltic.Ru рассказал ассоциированный профессор, исследователь Центра безопасности и стратегических исследований Национальной академии обороны Том РОСТОК.
– Профессор Росток, не так давно было опубликовано исследование Национальной академии обороны, посвящённое потенциальным угрозам безопасности Латвии, в котором Вы анализировали отношение жителей Латвии к России. Что думают латвийцы о России?
– Да, в исследовании рассматривались взгляды населения Латвии на безопасность. Главные вопросы, которые затрагивали латвийско-российские отношения, были следующие: считают ли жители Латвии Россию угрозой и видят ли они эту страну как экономического партнёра.
В ответах на первый вопрос никаких сюрпризов особо не было.
Примерно половина респондентов придерживалась мнения, что Россия несёт некоторую угрозу безопасности Латвии. Среди латышскоговорящих респондентов таких было абсолютное большинство – около двух третей.
Большинство русскоязычных жителей страны в основном не считало Россию угрозой.
Всё это хорошо известно, ничего нового здесь никто и не ожидал. В то же время интересным здесь оказалось другое. Когда мы просили оценить Россию как потенциальную угрозу в контексте с другими проблемами, рисками и вызовами национальной безопасности, то, несмотря на то что почти половина респондентов считает Россию угрозой, главными угрозами безопасности они видят проблемы, связанные со здравоохранением, безработицей, демографией и другими подобными вопросами.
По существу, получается, что и латышскоговорящие, и русскоязычные респонденты идентично думают по поводу большей части угроз. Отличия же появляются в вопросах, связанных с общественной интеграцией, отношением к НАТО и России. Здесь, да, между этими двумя группами населения – существенные различия.
– Что жители Латвии думают по поводу развития отношений с Россией?
– Значительная часть жителей страны рассматривает Россию как существенного экономического партнёра и считает, что отношения с ней не надо портить. Тем самым в латвийском обществе существует разделение: да, многие видят в России угрозу, но в то же время у населения присутствует мнение, что Россия является значимым экономическим партнёром.
Для многих респондентов выбор между безопасностью и экономическими интересами является довольно болезненным.
Если говорить об экономических интересах, то, если через некоторое время отношения с Россией опять улучшатся, я думаю, значительная часть латвийского общества будет очень счастлива.
– Известно, что скоро в Латвии будет новый российский посол – господин Лукьянов. Как Вы считаете, изменятся ли отношения между двумя странами после этого?
– Я не думаю, что после смены посла в наших отношениях что-то изменится. Сейчас латвийско-российские отношения не отделены в целом от отношений между НАТО и Россией или между Россией и Евросоюзом. Поэтому если изменится характер этих отношений, то можно будет говорить об изменении также и отношений между Латвией и Россией.
– На Ваш взгляд, как будут развиваться отношения между Россией и Евросоюзом?
– В данный момент это зависит от России. С одной стороны, ясно, что если Евросоюз продлил санкции в отношении России, то за этим последует с её стороны какая-то ответная реакция. Однако проблема в том, что в данный момент, в краткосрочном периоде, мы совершенно не представляем, как Россия будет действовать. Ясно, что в долгосрочном периоде может быть улучшение отношений, но, например, как Россия будет реагировать на шаги НАТО по обеспечению безопасности своих стран завтра, послезавтра, через неделю, месяц или год, мы не знаем. Это знают только люди, принимающие решения в России. Так что любые высказывания по этому поводу лишь гадание, а не основанный на фактах прогноз.
– Про обеспечение безопасности НАТО: ясно же, что принятое на нынешнем саммите в Варшаве решение о размещении батальона войск в каждой из трёх стран Балтии и Польше не понравится России. Можно же прогнозировать негативную реакцию?
– С одной стороны, да, но с другой стороны, всё же нет. Если мы рассматриваем этот вопрос с военно-стратегической точки зрения, то тысяча военных, приехавших из Канады, США, Германии, Голландии и других стран, фундаментально не изменит военное равновесие в этом регионе. Военный потенциал России всё равно останется намного выше, и, на мой взгляд, было бы странно, если бы Россия этого не замечала.
Я считаю, что Россия это всё же видит, однако понимаю, что она будет против этих действий. Поэтому на уровне риторики отдельных российских представителей, да, мы это увидим, но если говорить о том, будут ли какие-то практические действия со стороны России, то здесь я всё же сомневаюсь. Хотя на данный момент судить всё же трудно: как я уже говорил, мы не знаем, как Россия будет на это реагировать.
– Вы упоминали, что развитие отношений между Россией и Евросоюзом сейчас зависит от действий России. На Ваш взгляд, что ей нужно сделать для этого? Отдать Крым?
– Да, Крым – это не тот вопрос, который можно решить сейчас. Что можно решить – должна прекратиться агрессивная риторика со стороны России, направленная против Запада…
– Со стороны России звучат утверждения, что все её действия – это ответ на угрозу НАТО.
– Это не аргумент. Войска НАТО в странах Балтии и Польше появились как раз в ответ на действия России, и до 2014 года не было никаких оснований их здесь размещать – и их и не было.
Поэтому если агрессивная риторика по отношению к НАТО со стороны России не прекратится, то НАТО придётся как-то на это реагировать, и самое логичное решение – это размещение войск в наиболее уязвимом месте – в странах Балтии.
– То есть, по Вашему мнению, в скором времени, например в ближайший год, отношения между Россией и Евросоюзом и Россией и НАТО не улучшатся, а, наоборот, будут лишь ухудшаться?
– Я думаю, что в ближайшее время существенного улучшения отношений между Россией и Западом всё же ожидать не следует. Россия очень конкретно заявила о своих интересах, в свою очередь НАТО дал понять, что не допустит угрозы странам, входящим в Альянс. Поэтому в контексте безопасности мы наблюдаем сейчас некоторую эскалацию.
Это означает, что ситуация станет хуже, прежде чем произойдёт некоторое улучшение.
Также я бы не стал говорить, что мы сейчас находимся «на самом дне». На мой взгляд, нынешняя ситуация может ухудшиться ещё сильнее, однако я не думаю, что это будет продолжаться бесконечно, и также не считаю, что она приведёт к каким-либо военным конфликтам между Россией и НАТО. Такого развития событий не хочет ни одна, ни другая сторона. Поэтому думаю, что через год мы будем в той ситуации, что, да, в странах Балтии будет больше войск НАТО, но я также предполагаю, что за это время пройдут активные переговоры между Западом и Россией о нормализации отношений.