Брюссель не может заставить Восточную Европу принимать беженцев
Александр Шамшиев
Еврокомиссия планирует всерьез взяться за страны, отказывающиеся принимать беженцев. С момента начала острой фазы миграционного кризиса летом 2014 года государства Вышеградской группы планомерно уклонялись от участия в какой-либо общеевропейской схеме распределения мигрантов, и теперь у Брюсселя лопнуло терпение.
От квот до клятв
Первоначально глава ЕК Жан-Клод Юнкер предлагал попросту «нарезать» каждому члену Евросоюза квоты по количеству беглецов с Ближнего Востока и из Африки, которых страна должна была у себя разместить. Идея произвела фурор и вызвала массу протестов. После долгих дебатов осенью 2015 года Еврокомиссия утвердила компромиссный вариант: принимать мигрантов все должны в добровольно-принудительном порядке.
Квоты переименовали в «клятвы» (pledges). То есть каждая страна формально сама рассчитывает («клянется»), сколько людей она может разместить, но делать это нужно обязательно и регулярно.
Конечная цель осталась неизменной: за два года переместить 160 тысяч осевших в Италии и Греции мигрантов и равномерно распределить их по всему ЕС.
Отчеты по перемещению мигрантов (в документах слово «беженцы» к ним не применяется) свидетельствуют о том, что даже по новой схеме процесс идет плохо. Худо-бедно с потоками справляется только Мальта. Остальные принимают людей медленно и в недостаточном количестве, по сути нарушают взятые на себя обязательства.
Еврокомиссия давит на них как может, но сообща пока удалось выполнить лишь 11% от заявленного плана. В такой удручающей атмосфере Брюссель решил наконец приструнить тройку наибольших нарушителей: Чехию, Венгрию и Польшу.
Производство по их делам официально было запущено 14 июня. «Сожалею, что, несмотря на наши постоянные призывы, они не приняли необходимых мер», — прояснил ситуацию еврокомиссар по миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос.
Действительно, чехи по европейской схеме приняли всего 12 человек, после чего отказались в ней участвовать. Венгры и поляки не приняли ни одного. Если венгерский премьер Виктор Орбан сразу жестко выступал против системы квот, навязанных сверху, то в Польше правительство Эвы Копач поначалу согласилось разместить порядка 7 тысяч человек. После прихода в 2015 году к власти консерваторов из «Права и справедливости» страна твердо заняла позицию, идентичную венгерской. Непосредственным поводом послужила серия терактов в европейских городах.
Никаких поблажек
Нюанс европейской системы распределения мигрантов в том, что она никак не учитывает людей, которых страны были вынуждены принять самостоятельно. Так произошло с Австрией. Только в 2015 году австрийские власти приняли порядка 90 тысяч человек, что превышает 1% населения страны. Сочтя, что на этом долг перед партнерами выполнен, Вена хотела отказаться принимать новых людей. Брюссель ответил, что это совсем не аргумент: «разгружать» Италию и Грецию всё равно надо, так что скидку за 90 тысяч уже принятых мигрантов делать никто не будет.
В итоге до последнего момента Австрия тоже находилась в списке злостных нарушителей миграционной политики ЕС. Не угрожают ей сейчас лишь потому, что в мае Вена «сдалась»: согласилась принять первую партию из 50 человек по общей схеме и обязалась делать так постоянно.
Польша с Венгрией тоже принципиально не отказываются от мигрантов и беженцев. Главное, чтобы они попадали на их территории легально и не были ниспосланы по разнарядке из Брюсселя. Польские власти при помощи благотворительных католических организаций охотно принимают беженцев-христиан из Сирии и Ирака. В том числе в этом году миграционная служба взяла под защиту 18 человек, приехавших из Сирии, 11 из них получили статус беженца. Но для Еврокомиссии они роли не играют.
Против шантажа
В отличие от Австрии, Польша, Венгрия и Чехия намерены защищаться. Позиция Вышеградской группы едина: члены ЕС имеют право на сохранение национально-культурной идентичности и отстаивание собственного суверенитета. «Государства-рецидивисты» собираются продолжить разрешать миграционный кризис своими методами.
Венгрия резко увеличила численность пограничников, возводит высокие заграждения с колючей проволокой на границах с Сербией и Хорватией. Вместо городского социального жилья схваченных мигрантов-нелегалов автоматически ждут контейнерные лагеря на границе — соответствующий закон недавно одобрил парламент. Аналогичные меры обсуждаются в Польше.
Угрозы Брюсселя в Восточной Европе отмели как попытку шантажа. Орбан, публично называвший мигрантов «троянскими конями террористов», вновь сообщил, что Венгрия никогда не согласится с идеей квот.
Министр иностранных дел и торговли Петер Сийярто обвинил еврокомиссара Аврамопулоса в двойных стандартах, потому что последний ранее, в бытность министром обороны Греции, выступал за возведение заслона на границе с Турцией. Польский МИД в свою очередь отметил, что решение Еврокомиссии из-за мигрантов начать производство по нарушению европейских норм усугубляет конфликты внутри Евросоюза.
Чиновники напомнили, что Польша и так вносит вклад в борьбу с миграционным кризисом — делегирует пограничников в Европейское агентство пограничной и береговой охраны, а также выделяет деньги на обустройство беженцев в Турции. Глава МИД Витольд Ващиковский попросил также учитывать, что Польша — «фланговое государство», принимающее много людей с Украины. По польским оценкам, страна приютила более миллиона украинских граждан (МИД Украины считает, что значительно меньше).
Что дальше?
Привлечение членов ЕС к ответственности — процесс сложный, длительный и трудоемкий. Сейчас Еврокомиссия направила в Прагу, Варшаву и Будапешт формальное уведомление. Нарушителям дали месяц на реакцию. Вторая стадия — издание Брюсселем «обоснованного мнения», где уже содержится конкретное обвинение в нарушении европейской политики. На раздумья опять дается один-два месяца.
Далее — передача дела в Европейский суд в Люксембурге. Более 90% подобных дел разрешаются до суда. Несомненно, Еврокомиссия надеется, что так произойдет и в этот раз. В случае неисполнения решения суда ЕК обращается в Люксембург с просьбой оштрафовать нарушителя. Если нарушитель по-прежнему не подчиняется, предстоит новый суд. Вся процедура рассчитана на то, что стороны в итоге смогут договориться, прийти к компромиссному решению.
Но для Польши или Венгрии миграция — вопрос, имеющий высокое политическое значение и прямо затрагивающий национальное самосознание.
Это не рядовое дело об экономических или инфраструктурных спорах, которыми завален Европейский суд, а ключевой элемент политико-идеологической борьбы за свое место в Европе. Вопрос самосохранения культуры и идентичности.
Одна из фундаментальных основ альтернативного европейского проекта, предлагаемого Вышеградской группой взамен «устаревшей» брюссельской модели, которая, по мнению противников, изжила себя и прекратила отвечать запросам времени. Поэтому поляки, чехи и венгры так просто не сдадутся. Орбан давно привык к образу «европейского диктатора», как его в шутку называл Юнкер, а Польша полтора года успешно противостоит попыткам Брюсселя торпедировать реформы «Права и справедливости». По всей видимости, для того, чтобы принудить их к приему беженцев по европейским лекалам, потребуется как минимум смена правящих элит.