Литовцы получат разбалансированное трудовое законодательство
Андрей Стариков
В Литве продолжают создавать новую социальную модель. Жаркие дебаты вокруг изменения Трудового кодекса не утихают. Правящая коалиция во главе с премьером Буткявичюсом нелепо пытается усидеть на двух стульях: обслужить интересы крупного капитала и позаигрывать с рабочими накануне выборов Сейма. Как итог, литовцы получают абсолютно разбалансированное трудовое законодательство.
В пятницу 17 июня президент Литвы Даля Грибаускайте предложила повременить с принятием Трудового кодекса и вернуться к нему осенью, после парламентских выборов. «Мы видим, что сейчас появились различные предложения, которые очень противоречивые, очень дорогие и точно не осуществимые. Популистские обещания, в основе которых нет финансовой основы, не спасут на выборах ни одну партию. До выборов осталось 3–4 месяца, у нас есть опыт – трижды повышали пенсии, людей так дёшево не обманешь, и, наверное, не стоит, поскольку мы обманываем не людей, обманываем свою страну и сами себя», – высказалась «Её Экселенция» о новом Трудовом кодексе и всей социальной модели правящей коалиции. Безрезультатно. Правительство Буткявичюса решило довести дело до конца. В понедельник 20 июня премьер созвал лидеров правящей коалиции и старост фракций. Парламентские старожилы пришли к единому решению: новая соцмодель должна быть принята ещё во время весенней сессии Сейма. «Ожидается, что завтра начнутся процедуры принятия Трудового кодекса. Уже в четверг в Сейме планируется перейти к части государственного социального страхования, включая индексирование пенсий. Мы хотим успокоить пенсионеров и будущих пенсионеров: пенсии после принятия социальной модели точно не уменьшатся, а наоборот – индексирование позволит увеличивать их ежегодно в зависимости от экономической ситуации», – рассказывал
Суть же новой социальной модели, проталкиваемой соцдемами и их партнёрами по правящей коалиции, сводится к либерализации трудовых отношений в интересах работодателя.
Социал-демократическая партия Литвы не вчера превратилась в пародию на политическую силу левой идеи. В парламентской фракции соцдемов больше всего миллионеров и держателей акций крупного бизнеса. Сама партия давно и крепко обросла интересами капитала. Идя к власти, литовские соцдемы, например, неоднократно прельщали избирателя прогрессивным налогом, но в последний момент всегда отказывались от этой идеи под очередным надуманным поводом. Оставаясь одним из центров силы литовской de facto двухпартийной политической системы, идеологически рыхлая партия Буткявичюса давно подменяет левую повестку социал-популизмом. Под социально приемлемой обёрткой и увещеваниями про права трудящихся правящая коалиция уже протащила
Поправки упрощают процедуру увольнения работников, сокращают срок уведомления работника об увольнении, уменьшают выходное пособие и сокращают продолжительность отпуска. Несколько странная позиция для якобы левой политической силы…
Сам премьер упорно настаивает: более гибкие трудовые отношения обеспечивают «более широкие гарантии работников». «Иностранные инвесторы в Литве постоянно подчёркивают необходимость совершенствовать трудовое право», – разоткровенничался Буткявичюс в эфире радиостанции Žinių radijas, указывая на реальных заказчиков либерализации трудового законодательства.
При этом парадокс: недовольным остался и бизнес.
Пытаясь сохранить социал-демократическое реноме и позаигрывать с работягами перед выборами, политики Буткявичюса в итоге полностью разбалансировали проект Трудового кодекса всё новыми и новыми популистскими поправками.
Так, правительство предусмотрело ограничение количества срочных договоров: последний вариант проекта определяет, что по таким контрактам единовременно разрешается трудоустроить не более 20% сотрудников. «Срочные договоры часто связаны с сезонностью работы, и поэтому намечать процент, сколько работников на таких условиях может работать, неразумно», – оценивает поправку президент Литовской конфедерации бизнеса Валдас Суткус. Новый Трудовой кодекс лимитирует и проектные трудовые договоры. Законопроект ограничивает число таких работников на предприятии 10-процентным рубежом. Проект также предусматривает, что максимальное время работы в неделю не может превышать 48 часов, даже если этого хочет сам работник. При таких конфликтных условиях работодатели будут просто отказываться от создания новых рабочих мест и расширения бизнеса.
Правящая коалиция во главе с Буткявичюсом, таким образом, разработала абсолютно разбалансированную модель. Изначально социал-демократы пытались вдохнуть новый импульс в замедлившийся рост ВВП, снизив расходы на рабочую силу. Вторым важным аспектом было привлечение иностранных инвестиций. Вопрос о сокращении прибыли в этом случае не стоял: платить должны были рабочие. Позже, вспомнив о приближающихся выборах, соцдемы решили накормить избирателя любимым ими социал-популизмом, за что и получили нагоняй от presidente и оппозиционных консерваторов. Как итог – разбалансированная социальная модель на выходе. Действующее правительство, однако, надеется, что новый Трудовой кодекс вступит в силу с 2017 года.