Политика Политика

«Польше и Прибалтике выгодно воспроизводство конфликта с Россией»

Высокопоставленный чиновник Минобороны США сообщил о возможности для России захватить Польшу и страны Балтии и необходимости направить на восток дополнительные батальоны. О том, что стоит за такими заявлениями, и о дискуссиях внутри Альянса RuBaltic.Ru рассказал политолог Сергей МИХЕЕВ:

– Сергей Александрович, заместитель помощника министра обороны США Майкл Карпентер рассказал о потенциальном желании России вторгнуться в Европу. «Было много разговоров о том, что Россия может захватить Прибалтику и, возможно, даже Польшу, – настолько сильнее она Североатлантического альянса в Восточной Европе. Это может поместить Прибалтику и Польшу за новый железный занавес», – так он выразился. Как стоит воспринимать подобные высказывания?

– Руководство НАТО и американские чиновники говорят, что «было много разговоров» о том, что Россия может захватить Прибалтику. Но кто эти разговоры разводит? Сами страны Балтии при поддержке НАТО их и запустили. Они сами допускают подобные разговоры, сами себе обосновывают и выдумывают угрозу, потом говорят, что необходимо принимать какие-то меры. Это классическая трёхходовая комбинация: создание ложного информационного повода, обоснование необходимости неких изменений и претворение их в жизнь на основе того, что всем и так якобы известно.

На самом же деле это фальшивый предмет дискуссии и манипулятивный посыл.

Разговоры о том, что Россия что-то может и поэтому что-то будет делать, – беседы ни о чём. НАТО ставит знак равенства между способностями России и её намерениями. Однако это разные вещи. В принципе ведь Россия могла бы и Германию захватить, и Францию или, наверное, США уничтожить ядерным оружием – и что из этого? Где намерения это сделать? По сути, России вменяют то, на что она даже не покушалось. Но на основании этих обвинений и строятся ложные логические цепочки о её агрессивности.

– Карпентер подсчитал, что в странах Балтии располагаются 11 лёгких батальонов против 46 российских батальонов, расположенных у западных границ. Может, Альянс просто озабочен дисбалансом войск не в свою пользу и хочет его выправить?

– Дело в том, что разговоры о балансе сил – тоже беседы ни о чём. В таком случае странам НАТО надо во всех приграничных государствах выставлять такие же группировки войск, какие есть у России. Это нецелесообразно с военной точки зрения, так как, если говорить о некоем балансе, надо рассматривать не отдельные страны, а в целом блок НАТО и Россию. Если ли баланс между НАТО и Россией? Конечно, есть. Более того, у НАТО больше сил, чем у России, по суммарному количеству солдат, боевой техники, ядерных зарядов.

Поэтому говорить, что НАТО должен предпринимать определённые шаги, потому что в Прибалтике не хватает войска, – значит выделять Прибалтику из блока НАТО. Тогда надо определиться, Прибалтика входит в НАТО или нет. Если она в НАТО, то и надо говорить о НАТО и России. Если она не в НАТО, то это по меньшей мере странно, ведь придётся тогда наводить «баланс» по всей протяжённости российской границы, в том числе за счёт оголения других флангов.

– Польские военные во главе с министром обороны Мацеревичем как раз и говорят, что пытаются заделать дыру во фланге, имея в виду стратегический Сувалкский выступ. Этим и объясняется увеличение военных контингентов.

– Власти Прибалтики и Польши спекулируют на российской угрозе, стремясь привлечь к себе внимание и больше денег. Они пытаются втянуть НАТО в более глубокую конфронтацию с Россией, потому что конфронтация с Россией им выгодна, ведь в этом случае они находятся на передовом фланге защиты Европы, и чуть ли не весь Запад становится им чего-то должен. А если у Европы будут с Россией нормальные отношения, то они и вроде не нужны никому, их никто особо не замечает. Под эту парадигму и подстраиваются все факты. У Польши вон граница с Россией вообще не является протяжённой, она только с Калининградской областью граничит.

– Со стороны кажется, что Россия и НАТО совершают симметричные действия. Альянс проводит масштабные учения «Анаконда» в Польше, «Железный волк» в Литве и другие – Россия протестует. Россия проводит внезапную масштабную проверку боеготовности войск – Альянс протестует. Обе стороны напирают на то, что перемещают войска на своей территории. Кто прав в данной ситуации?

– Дело не в том, кто прав, а кто не прав. НАТО обвинил Россию во всех смертных грехах и действует с позиции «что можно НАТО, нельзя России». Искать здесь какую-то логику бессмысленно, кроме логики новой холодной войны. Альянс занимает абсолютно ангажированную позицию, не утруждая себя доказательствами.

В его концепции Россия априори опасна.

При этом надо учитывать, что именно страны Альянса имеют превосходство по отношению к России, когда речь идёт о количестве обычных вооружений. И легенда натовских учений напрямую связана с возможностью противостояния с Россией. Понятно, что в такой ситуации России есть о чём беспокоиться. Подобная активность автоматически ведёт к повышению напряжённости.

– Сначала в немецкую газету Der Spiegel попала информация о раздражении натовских военных тем, что учения в Польше «слишком явно» направлены против России. Затем глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер призвал коллег воздержаться от «бряцания оружием и военных криков» у российских границ. Это говорит о некоем конфликте и дебатах внутри НАТО?

– Бывшим странам Восточного блока и бывшим республикам Советского Союза выгодно воспроизводство конфликта с Россией сегодня, потому что они считают, что это повышает их роль внутри Европы. И есть страны Старой Европы, где политики трезво оценивают возможные угрозы со стороны России и в эти угрозы попросту не верят. Это вызывает определённую дискуссию.

Но общая рамка евроатлантической солидарности не позволяет другим государствам ослушаться США.

С одной стороны, есть США и Восточная Европа с русофобскими комплексами, с другой – Франция и Германия, которые вроде как понимают, что к чему, но не могут решиться ни на что большее, кроме отдельных высказываний. И, казалось бы, они подтверждают российские доводы о том, что кампания по продвижению российской угрозы – сплошная фальсификация. Заявление Штайнмайера фактически говорит о том, что нет никакой российской угрозы. По крайней мере, нет в таком виде, в каком её педалируют поляки. Однако все эти высказывания не влияют на действия Альянса.

Штайнмайер, к примеру, понимает, что вынужден действовать в рамках натовской игры, но сама игра не меняется. Если бы Германия предпринимала какие-то шаги, можно было бы о чем-либо всерьёз рассуждать. А так его слова могут разве что служить своеобразным утешением для России в знак того, что она понимает ситуацию правильно. Даже притом, что глава МИД ФРГ выступает против политики НАТО, власти ФРГ эту политику реализуют.